Меню
Яндекс.Метрика

Влияние сосредоточения на другие психические процессы

Сосредоточение представляет собою акт, который не оказывает влияния на другие психические процессы, и, между прочим, на процессы впечатления. Прежде всего можно указать целый ряд экспериментальных исследований, относящихся к влиянию сосредоточения на длительность даже простейших психических процессов.

Так, из исследований Swift ' a и можно вывести заключение, что при устранении сосредоточения быстрота так называемой простой реакции резко замедляется, если сосредоточение направляется на самое движение. Эффект притом же оказывался неодинаковым, если брали простую реакцию и реакцию с выбором.

Еще Ланге обратил внимание на тот факт, что длительность простой

реакции неодинакова в зависимости от того, сосредоточиваются ли на самом раздражении или на двигательной реакции.

В первом случае речь идет о так называемой чувственной resp . воспринимающей реакции, которая в общем приблизительно на 1/10 с длиннее, нежели во втором случае, когда речь идет о так называемой мышечной реакции.

Те же исследования Ланге показали, что в тысячных долях секунды среднее время реакции равно для звука в первом случае, т. е. при сосредото чении на раздражении, 230, во втором случае, т. е. при сосредоточении на ответном движении, 120. Для света время реакции в первом случае равно 290, во втором случае — 170. Для кожного электрического раздражения в первом случае реакция равна 210, во втором случае — 100. Эти данные, впрочем, оспаривали Miinsterberg , который пришел к противоположному результату, а также Gattel .

Затем исследования Холчева дали не совсем определенные результаты. Titchner же и Martius , пришли к выводам, вполне согласным с данными Ланге.

Со своей стороны мы также можем отметить разницу между воспринимающей и мышечной реакцией во времени, но мы не находили ее столь значительной, как это представлено опытами Ланге .

С другой стороны, имеются указания на влияние сосредоточения на интенсивность впечатления. В этом отношении Miinsterberg , производя опыты над зрительными, слуховыми впечатлениями и впечатлениями тяжести, пришел к выводу, что с участием сосредоточения впечатление оказывается будто бы менее резким.

При проверке этих опытов ( A . Hamlin была обнаружена, однако, недостаточная точность в технике исследования Munsterberg ' a , так как отвлечение или устранение сосредоточения в опытах не могло быть непрерывным. Исследования же Kulpe не дали вполне определенных результатов, вследствие чего вопрос нуждается в нрвой разработке, тем более что исследования Waschburn ' a , о которых речь уже была выше, решают его в смысле положительного влияния сосредоточения на интенсивность впечатления.

Постановка опытов Waschburn ' oM состояла в следующей: испытуемым предлагалось смотреть на небо в течение 20 с, после чего предлагалось оживлять следы, окрашенные в те или другие цвета. При этом отмечались изменения, происходящие в продолжительности и смене фаз последова-

тельного светового следа. Затем автор предлагал испытуемым возможно напряженнее оживлять цветные следы и этим путем вызывать изменения последовательного цветного следа соответственным образом, например, при оживлении красного цвета последовательный голубой цвет оказывался окрашенным в красный цвет и т. п.

Точно так же оказалось влияние в напряженном оживлении того или другого цветного следа и на отрицательную стадию последовательного впечатления.

В результате полученные при опытах данные могут быть сведены к двум:

1) цвета становились резче при обращении на них сосредоточения;

2) данный цветной след являлся раньше срока или продолжался долее
обыкновенного.

В конце концов, автор высказывается в пользу того, что сосредоточение является одновременно и задержкой, и усилением впечатлений и следов.

Надо заметить, что при исследовании относительно влияния сосредоточения на те или другие нервно-психические процессы наиболее важным является установление контроля над тем, что сосредоточение представляется действительным. При различных экспериментальных исследованиях это устранение сосредоточения достигалось: 1) путем возбуждения деятельности того или другого воспринимающего органа, 2) посредством той или иной умственной работы и 3) возбуждением так называемых эмоций под влиянием тех или иных приятных и неприятных запахов.

Но существенное затруднение при исследованиях подобного рода заключается не в том, как устранить сосредоточение, а в том, чтобы это устранение было непрерывным и подлежало соответственному контролю, так как иначе самого устранения может как раз не оказаться в данный момент, и экспериментатор к тому же лишен возможности контролировать это изменение сосредоточения. Тем обстоятельством, что при отвлечении сосредоточения оно в свободные промежутки может обращаться на другие предметы, и можно объяснить противоречивые результаты исследований, которые были получены в этой области.

Ввиду этого при исследованиях, производившихся в заведоваемой мною лаборатории, было обращено особое внимание на метод, с помощью которого удавалось бы не только более полно и непрерывно отвлекать сосредоточение, но и контролировать это сосредоточение. Для указанной цели К. Поварнин, производивший у нас исследования над влиянием сосредоточения на разностный порог впечатлений, воспользовался счетом цифр на вертящемся барабане.

Для этой цели брались длинные полоски, разграфленные в клетку бумаги, причем за каждой клеткой, заполненной парою цифр, следовал пустой промежуток в одну клетку. Эта полоска наклеивалась на горизонтально вращающийся цилиндр, перед которым ставился экран с окном, равняющимся в клетку бумаги. Когда цилиндр приходит во вращение, то от испытуемого требуется, чтобы он успел сложить две цифры и записать их сумму на бумаге в период прохождения пустого пространства.

Этот способ дает возможность увеличивать степень отвлечения сосредоточения, например, путем увеличения слагаемых цифр, ускорения вращения барабана, изменения начертания букв и т. п. По желанию, отвлечение может быть сделано более или менее постоянным и прерывистым. Для последней цели клетки могут быть увеличены, вращение барабана уменьшено или могут быть уменьшены самые цифры.

В случае надобности можно изменять и равномерность вращения,

если слагаемые будут даваться неодинаковой трудности. Изменяя величину слагаемых и вводя другие изменения в постановку опыта, можно избежать и нежелательной монотонности в работе. Наконец, что самое главное, этот способ дает возможность контроля, так как неправильное сложение или пропуск суммы указывает, что сосредоточения не было или слагаемые суммы оказались трудными.

С помощью вышеуказанного метода в нашей лаборатории и были произведены Поварниным исследования над влиянием отвлечения сосредоточения на интенсивность слухового впечатления, причем для вызывания последнего служил мой прибор, основанный на принципе свободного падения костяных шариков и дающий возможность точно и хорошо варьировать слуховые раздражения .

Принцип прибора заключается в том, что на укрепленном неподвижно на подставке в виде ящика металлическом стержне устроены приборы, дающие возможность свободно выпускать один за другим костяные шарики с различной или одинаковой высоты, смотря по надобности, на одну и ту же точку основания ящика, сделанного в виде двух скатов, спускающихся от стержня к наружным сторонам ящика и покрытых толстым сукном. При выпускании шарик падает на поверхность одного из скатов, имеющихся внутри основного ящика, благодаря этому шарик отбрасывается наружу ящика, обложенного ватой, вследствие чего не получается никакого вторичного звука, как это обычно случается в Fallapparat , имеющемся при Hipp ' oBCKOM хроноскопе .

При применении этого аппарата оказалось, что под влиянием отвлечения сосредоточения (с помощью наблюдения и счета проходящих перед глазами наблюдателя цифр) звуки кажутся недостаточно ясными в отношении тембра, высоты и т. п. и как бы удаленными. При дальнейшем отвлечении они кажутся неясными, а при более или менее полном отвлечении некоторые звуки как бы совсем исчезают.

Таким образом, эти экспериментальные исследования позволяют установить, что чем более отвлекается сосредоточение, тем менее ясным становится впечатление, и наоборот.

Упомянем здесь же, что Dissard , при своих опытах применял два разнородных раздражения (зрительное, обонятельное, вкусовое, осязательное) на симметричные части тела приблизительно одинаковой силы. При этом оказалось, что, за исключением последних раздражений, воспроизводится всегда какое-либо одно раздражение, смотря по тому, на какое раздражение обращалось сосредоточение. В осязательных же раздражениях воспринимались сразу оба раздражения, что, вероятно, стоит в связи с тем, что разнородные раздражения на коже передаются различными нервными волокнами. Во всяком случае, эти факты ставят также вне сомнения зависимость впечатления от направления сосредоточения.

Далее, в литературе мы имеем отдельные исследования, которые указывают, что сосредоточение не остается, не влияет на разностный порог впечатления.

Так, специальные опыты показывают, что отвлечение сосредоточения

посторонним раздражением приводит к увеличению разностного порога раздражений.

В этом отношении литература предмета не отличается, однако, большим богатством. Можно указать на исследование Darlington ' a и Talbot ' a , установивших влияние сосредоточения на оценку разницы в тяжестях двух гирь (250—265 для одних и 250—260 для других лиц), немного превышающей разностный порог. Сосредоточение в этих опытах отвлекалось музыкой *. •

В результате опытов оказалось, что при направлении сосредоточения на музыку число верных ответов было больше, нежели при обыкновенных условиях опыта.

Meyer и Birch , пользуясь для отвлечения сосредоточением запахами (метод, который они нашли наиболее подходящим), изучали влияние этого отвлечения на оценку едва превышавшей порог разницы двух последовательных звуков и двух серых цветов различной насыщенности и пришли к выводу, что при отвлечении сосредоточения количество правильных ответов возрастает.

В нашей лаборатории был произведен также систематический ряд исследований на разностный порог слуховых раздражений с помощью того же метода, который был указан выше (К. И. Поварнин).

Для установления разностного порога слухового раздражения автор пользовался моим прибором, о котором было упомянуто выше. Звуки брались средней силы, близкие к разностному порогу, причем один звук получался от падения шарика на дощечку с высоты 20 см, другой в зависимости от личности получался от падения такого же шарика с высоты 22,5—26 см. Паузы между обоими звуками были в 2 с. Кроме того, перед первым звуком давалось предупреждение за 2 с, чтобы можно было иметь время приспособиться к началу опыта. Таблицы для умственной работы, служащей для отвлечения сосредоточения, были разделены на 6 серий по 6 таблиц в каждой, причем серии сменялись в восходящем порядке по их трудности. Для выяснения вопроса, как отражается на результатах опытов умеренное и сильное отвлечение сосредоточения, брались особые серии таблиц. Обстановка опытов во всех случаях была одна и та же. Само собою разумеется, что при опытах принимались во внимание индивидуальные условия, время опыта в течение дня и по возможности все случайные внешние обстоятельства и внутренние условия.

В самом начале исследований определялся разностный порог раздражения у данного лица, для чего производилось от 100 до 150 отдельных опытов. За разностный порог принималась та разница в звуках, которая распознавалась по методу верных и ложных случаев в числе 7 верных ответов из 10. Кроме того, и перед каждым сеансом производилась проверка порога по 10—20 опытов и такая же проверка производилась после опыта. Комбинации звуков в опытах производились таким образом, что в одних опытах брался основной, т. е. первый звук, более сильный, а второй — более слабый; в других опытах основной звук брался более сла бым, второй же — более сильным. В течение каждого сеанса, обыкновенно показывали 6 таблиц, в каждой же таблице получалось 6—7 ответов, так

что каждый испытуемый подвергался от 7 до 14 сеансам, ответов же получа лось от 210 до 476. Всех испытуемых было 7, все из интеллигентных лиц. Ответы были разделены на правильные, ошибочные и сомнительные. В опытах можно было отметить еще группу неопределенных ответов, которую при недочете делили пополам между правильными и неправильными ответами.

В такого рода опытах выяснилось два положительных результата:

1) отвлечение сосредоточения значительно понижает способность рас
познавания разницы между звуками, близкими к разностному порогу
раздражения, увеличивая число ошибок при распознавании разницы
между звуками;

2) способность различения оказывается меньшей при комбинации,
когда первый звук берется сильнее второго, нежели в том случае, когда пер
вый звук берется слабее второго.

Из тех же опытов выяснилось, что оценка интенсивности звуков у испытуемых может происходить в отдельных случаях двумя различными путями: 1) сравнением впечатления от звуков и 2) сравнением словесных определений звуков.

При этом следует отметить, что слабое отвлечение сосредоточения может даже повысить способность различения, что объясняется устранением бывшей ранее пассивности нервно-психической сферы, некоторым подъемом энергии в работе и устранением умственной деятельности.

Читать далее: Влияние сосредоточения на объем впечатления и скорость психических процессов