Меню
Яндекс.Метрика

Классификация мимических движений

Мы видели выше, что некоторые из мимических движений могут быть рассматриваемы как сложные рефлекторные движения, обусловленные непосредственными раздражениями тех или других воспринимающих областей тела.

Мимика голода, жажды, сытости, влияния чистого воздуха, физическо го недостатка, физического превосходства, боли, щекотания, полового воз буждения, смакования, внюхивания, ощупывания, прислушивания, смот рения и т. п. представляют собою примеры такой рефлекторной мимики. Сообразно этому такого рода мимика, которую мы можем назвать рефлек торной мимикой, может быть подразделена чисто физиологически по роду той воспринимающей поверхности, которая служит источником для разви тия мимических движений.

Таким образом, мы можем различать рефлекторную мимику: 1) органическую (вследствие внутренних раздражений), 2) мышечную, 3) половую, 4) осязательную, 5) вкусовую, 6) обонятельную, 7) слуховую и 8) зрительную.

1)         К органической рефлекторной мимике мы относим мимику сытости, голода* удушья, влияния свежего воздуха, физической немощи и разбитости, физического благосостояния, физического превосходства, физической недостаточности, физического страдания.

2)         К рефлекторной мышечной мимике относится мимика покоя, утом ления, бодрости, вялости, активной обороны, нападения, физической мощи, пассивной обороны, физической немощи, бессилия, истомы и т. п.

3)    К половой относится мимика сладострастия, невинности и стыдливости и т. п.

 

4)     К кожно-осязательной относится мимика ласки, щекотки, боли и физического страдания, влияния холода, мимика ощупывания и т. п.

5)            К вкусововгютносится мимика отведывания, смакования, отверга-ния горечи, мимика кислого вкуса и т. п.

> 6)         К обонятельной относится мимика обнюхивания, влияния зловония, влияния благоухания и т. п.

7)    К зрительной относится мимика зрительного сосредоточения, зрительного наслаждения, отворачивания от тяжелой сцены, видения страшного, влияния ослепительного блеска и т. п.

8)    К слуховой относится мимика прислушивания, слухового сосредоточения, оглушения, влияния неожиданного стука и т. п.

Что касается сочетательно-рефлекторной мимики, то, как мы упоминали выше, она имеет своим прототипом те или другие рефлекторные мимические движения, которые возбуждаются под влиянием сочетательной деятельности нервной системы. Так, под влиянием отчаяния кусают себе губы, рвут, на себе волосы, ломают руки и раздирают кожу, но те же движения производятся и рефлекторно под влиянием тягостных внутренних раздражений.

Страх вызывает общее дрожание и спазм периферических сосудов тела с ослаблением сердечной деятельности, но то же самое происходит и под влиянием действия холода.

Радость сопровождается оживлением сердечной деятельности, расшире нием кожных сосудов и оживлением мимики, но те же явления в более слабой степени обнаруживаются и рефлекторно при физическом благосостоянии, а равно и под влиянием ласки. Так, например, душевное удручение и печаль выражаются мимикой, близко соответствующей мимике, обнаруживающейся при физической боли. Издавание криков и стона, рыдание и плач служат выражением горя, но те же явления вызываются и путем рефлекса под влиянием резких болевых раздражений.

>Смех и хохот служат выражением довольства, но то же явление может быть вызвано и рефлекторно при щекотании более чувствительных областей тела. Самодовольство выражается той же позой, как и активная оборона; молитвенное вдохновение повторяет позу и мимику, обнаруживающуюся при молитве; приятное настроение и довольство повто ряют мимику органического удовлетворения.

При смущении и застенчивости опускают взор и краснеют, но то же самое обнаруживается в виде рефлекса при ослепительном действии светового луча.

В момент отчаяния ломают себе руки, хватают себя за голову, но тоже делают под влиянием невыносимого болевого раздражения и в минуту опасности для защиты своей головы. Высокомерный взгляд характеризуется прищуриванием век и приподниманием головы вверх, как это делают, заглядывая в пропасть, лежащую перед ногами. Когда смотрят вызывающим взглядом, то в сущности повторяют ту позу, которая представляет собою готовность к отпору.

>Выражение сладострастия характеризуется определенными изменениями в лице и в глазах, но то же самое получается и при брачной прелюдии.

Наше презрение к чему-нибудь выражается поднятием верхней губы и сморщиванием носа, т. е. движением, которое мы выполняем рефлекторно, защищаясь от проникшего в нос зловония.

Мы обнаруживаем ненависть косым взглядом и подъемом верхней губы до обнажения клыков, повторяя то же самое движение, которое делает дикарь в борьбе, желая укусить своего врага.

Гнев и злоба являются воспроизведением наступательного рефлекса, вызванного кожными и иными раздражениями.

Нега является повторением тех мышечных реакций, которые обнаруживаются при насыщении после голода или при согревании. Недовольство повторяет органическую неудовлетворенность того или иного рода. Униже ние и покорность являются воспроизведением пассивно-оборонительных движений.

Отвращение повторяет гримасу горького вкуса. Испуг повторяет оцепенение при внезапном оглушении и т. п.

Мы сжимаем губы, вытягиваем их вперед и морщим лицо, когда нам что-нибудь не нравится, но это движение представляет собою воспроизведение простого вкусового рефлекса при нежелании пить что-либо противное.

Таким образом, и сочетательно-рефлекторная мимика, как развивающаяся на почве рефлекторной, благодаря сочетательной деятельности нервной системы, может быть разделена на органическую, мышечную, половую, осязательную, вкусовую, обонятельную и слуховую.

К органической сочетательно-рефлекторной относится мимика: 1) спокойствия, 2) самолюбия, 3) самодовольства, 4) недовольства, 5) радости,

6) печали, 7) тоски, 8) угрызения совести, 9) вдохновения, 10) восторга
и восхищения, 11) умиления, 12) уныния, 13) самовозвеличения, 14) ува
жения, 15) благоговения, 16) самоуничижения, 17) страха, 18) ужаса,
19) плача, 20) горя и 21) отчаяния.

К мышечной сочетательно-рефлекторной относится мимика: 1) истомтт, 2) мужества, 3) неги, 4) приниженности, 5) покорности, 6) гнева,

7) смелости, 8) гордости, 9) негодования, 10) надменности, 11) намерения,
12) унижения, 13) пренебрежения и 14) покорности.

К половой сочетательно-рефлекторной относится мимика: 1) любви, 2) целомудрия, 3) ревности и 4) стыда.

К осязательной сочетательно-рефлекторной относится мимика: 1) сочувствия, 2) сострадания, 3) жестокости, 4) ласки, 5) сердечного расположения, 6) дружбы, 7) иронического смеха, 8) плача и 9) страха.

К вкусовой сочетательно-рефлекторной относится мимика: 1) предвкушения, 2) отвращения, 3) вожделения и т. п.

К обонятельной сочетательно-рефлекторной относится мимика презрения и вдохновения.

К слуховой сочетательно-рефлекторной относится мимика: 1) музыкального наслаждения, 2) испуга и 3) тщеславия.

К зрительной сочетательно-рефлекторной относится мимика: 1) ненависти, 2) зависти, 3) изумления, 4) честолюбия, 5) застенчивости и 6) смущения.

Из приведенного можно видеть, что по крайней мере основные мимические движения сочетательно-рефлекторного характера имеют ближайшее отношение к рефлекторным мимическим движениям и могут быть рассматриваемы как их воспроизведение; можно сказать, что обычный рефлекс, возбуждаемый внешними раздражениями того или другого воспринимающего органа, в сочетательно-рефлекторной мимике возбуждается при посредстве сочетательной деятельности центров.

Само собою разумеется, что приведенная классификация не может претендовать на абсолютную точность и полноту. Очень возможно, что некоторые мимические движения могут быть перенесены из одной рубрики в другую, другие являются производными не одного только рефлекторного движения, а нескольких, но это, во всяком случае, не устраняет правильности основного нашего взгляда на мимику, как на движения, первично развивающиеся рефлекторно под влиянием определенных внешних и внутренних раздражений, вторично же — под влиянием сочетательной деятельности нервной системы, воспроизводящей рефлекторные мимические движения.

Итак, все вышеприведенные данные не оставляют сомнения в том, что, кроме рефлекторной мимики, всякая другая мимика представляет собою воспроизведение простых и сложных рефлексов, возбуждаемых теми или другими внешними раздражениями. Вследствие этого, подобно

всем вообще движениям, мимические движения допускают еще дальнейшее подразделение в зависимости от того, соответствуют ли они наступательной, или активно- или пассивно-оборонительной реакции, или реакции сосредоточения и т. п.

Таким образом, вместо сложной и часто малоопределенной классификации мимики, принимаемой различными психологами сообразно переживаемым при них субъективным состояниям, мы можем, кроме вышеуказанного подразделения мимики по воспринимающим органам, принять также следующую классификацию, основанную на строго объективных данных: 1) мимика наступательного характера, 2) мимика активно-оборонительного характера, 3) мимика пассивно-оборонительного характера, 4) мимика сосредоточения и 5) мимика сопутственная или подражательная.

К наступательным относятся мимлки: гнева, жестокости и проч. К активно-оборонительной относится мимика отвращения, презрения и т. п. К пассивно-оборонительной относится мимика беспомощности, покорности, самоуничижения, приниженности и проч. К мимике сосредоточения относится мимика прислушивания, смакования, присматривания, ощупывания и т. п.

Наконец, к мимике сопутственной или подражательной относятся изобразительные движения отдельных частей тела, происходящие в темпе других движений .

Мимика животных

У животных мы имеем прежде всего хорошо развитую рефлекторную мимику, более непосредственно связанную с общим состоянием организма и с раздражением тех или других воспринимающих органов. Но и психорефлекторная мимика также обнаруживается в них чрезвычайно ярко, хотя она и менее разнообразна, нежели у человека.

Так, у животных, например, нетрудно наблюдать мимику, выражающую органическую удовлетворенность, как, например, сытость, на органическую неудовлетворенность в виде, например, голода, а также разные виды мышечной мимики, как, например, мимику покоя, неги, активной и пассивной обороны и нападения.

Между прочим, очень характерна для животных активно-оборонительная мимика, характеризующаяся своеобразной позой, выражающей готовность к обороне и борьбе, подъемом кожных придатков (шерсти и перьев) на шее, а иногда и на всем теле, и поднятием хвоста, полураспущенными крыльями у птиц, покраснением голых мест кожи и мясистых кожных придатков, глубокой инспирацией, надуванием мешковидных образований у пресмыкающихся, издаванием звуков путем обнаружения голоса и иными способами, а в некоторых случаях и отделением секрета пахучих желез.

В литературе меньше обращалось внимание на пассивно-оборонительную мимику, а между тем она также довольно распространена в животном царстве. Она состоит в подбирании всех членов под себя, что защищает их от опасности подвергнуться внешнему насилию, в возможном съеживании, сокращении всего тела и приведении его в неподвижное состояние.

Такая мимика особенно распространена у животных, защищенных крепким щитом (как у черепах) или иглами (как у ежа) или плотным хитиновым покровом (как у жуков).

Но несомненно, что эта мимика встречается нередко и у других видов, когда активная защита оказывается бесцельной.

Сюда, между прочим, относятся все явления так называемой мнимой смерти, особенно распространенной среди некоторых суставчатых, хотя она наблюдается нередко и у позвоночных, не исключая и обезьян, согласно свидетельству некоторых натуралистов.

Мимика нападения по самому своему характеру есть по преимуществу мимика хищников. Она состоит в своеобразном напряжении мышц тела и в особой позе с готовностью к прыжку или к нападению, но здесь все кожные придатки не оттопыриваются, как при активной обороне, а скорее прижимаются к телу, животное само прижимается к земле и не шелохнется или же ползет, чтобы менее быть заметным; при этом животное задерживает дыхание, не издает ни одного звука и не спускает с глаз свою жертву.

Всем известна поза кота, подстерегающего мышонка или птичку, но подобную же мимику нетрудно наблюдать и у всех других хищников. Здесь вся поза и движения составляют подготовительный акт к нападению и в этом отношении вышеуказанная мимика составляет акт столь же целесообразный, как и все движения активной обороны, рассмотренные в предыдущем изложении.

Половая мимика лучше всего может быть наблюдаема в мире животных, например у птиц, у наших домашних кур и других пернатых в период их спаривания. Как известно, некоторые виды из породы куриных имеют целый культ половой любви в так называемом токованье. Равным образом своеобразное ухаживание индейского петуха за своими индюшками представляет собою эксквизитный пример половой мимики.

Нетрудно наблюдать на животных и вкусовую мимику, например'мими ку предвкушения. Всякий хорошо представляет себе собаку, терпеливо ждущую около стола хозяина подачки, причем эта собака, сосредоточенно следящая за каждым куском и каждым движением руки своего хозяина, время от времени облизывается и глотает в изобилии истекающую изо рта слюну. По временам голодная собака нетерпеливо взвизгивает или дает о себе знать пронзительным лаем.

У собак, как у осматических животных, легко наблюдать и обонятельную мимику. Когда, например, охотничья собака идет против ветра и, слегка приподняв свою морду, постоянно внюхивает встречный воздух, то, полагаю, никто не ошибется в том, что речь идет здесь об обонятельной мимике.

Лицам, хорошо знакомым с выражением собак, должна быть знакома и слуховая мимика, заключающаяся в косом повороте головы и оттопы-ривании висящих ушей. У собак же со стоячими ушами последние поворачиваются в сторону звука, как и у всех других животных при подобной же слуховой мимике.

Наконец, примером мимики зрительного сосредоточения у животных может служить уже ранее упомянутая и всем известная стойка охотничьих собак.

Далее, у животных, по крайней мере высших, как мы уже упоминали, наблюдается и психорефлекторная мимика. Так, собака, прежде чем лечь на ковер, несколько раз поворачивается и топчется своими передними лапами. Дарвин относит это движение к атавизму, тогда как, по-видимому, все дело здесь заключается в привычных движениях, клонящихся к приготовлению себе удобного места для лежания.

Кошки присыпают песком или землей всякое влажное место и делают вид, что отбрасывают песок или землю, когда находятся на твердом полу.

Между прочим, дочери Дарвина удалое! вызвать у котенка те же движения при наливании воды в стакан, находящийся сзади его головы. Здесь это движение имело, очевидно, характер психорефлекторного акта.

Дарвин рассматривает вышеуказанные движения кошек как следствие атавизма, ввиду будто бы того, что прародители их жили на сухой почве Египта; но такое мнение вряд ли может быть признано хорошо обоснованным. Забрасывание задними лапами своих отбросов практикуется многими животными. Надо думать, что этот акт является защитным против загрязнения своего логовища и также самого себя и как привычное выразительное движение наблюдается иногда и в тех случаях, где оно уже лишено непосредственной целесообразности.

Что у собак можно видеть и сопутствующую подражательную мимику, в этом можно убедиться, если им почесать спину или голову. Часто случается, что собака производит при этом чесательные движения по воздуху одной из своих лап. С другой стороны, можно видеть, как кошки производят качательные движения своей головы соответственно мерно качающемуся бумажному шарику, за движениями которого они внимательно следят.

Вряд ли можно сомневаться в том, что животные обладают и симво лической мимикой, хотя бы в зачаточном виде. Факты, во всяком случае, говорят о существовании у животных определенных голосовых знаков и иных звуков как символов той или другой потребности или опасности. Этот язык животных представляется неодинаково развитым у различных видов, но у некоторых из высших животных видов он, несомненно, приближается к первичному рефлекторному и психорефлекторному языку человека.

Читать далее: Сопутствующие мимике внутренние движения