Меню
Яндекс.Метрика

Влияние отвлечения сосредоточения на личные движения

Наконец в особом ряде опытов выяснялось влияние на результаты опытов сосредоточения на посторонних раздражениях.

Для этой цели в условиях Данных опытов оказался наиболее практичным метод отвлечения сосредоточения с помощью кожных раздражений,

для чего, согласно моему предложению, был устроен особый прибор с применением раздражений на свободно лежащий над сделанным; отверстием указательный палец левой руки с помощью двигающегося на валу ремня со шпеньками и дужками, известное расположение которых Соответствова ло той или другой букве алфавита. Эти буквы, напоминающие собой телеграфную азбуку, предварительно испытуемый должен был изучить и затем во время опыта назвать те буквы, которым соответствовал ряд шпеньков и дужек.

Само собой разумеется, что для опытов достаточно алфавита из неболь шого числа, например четырех букв, которые могут проходить под пальцем в разном порядке.

Всех опытов было сделано 380 над 6 испытуемыми, из которых 3 были мужчины и 3 женщины.

В общем из результатов этих опытов, произведенных Н. И. Добротвор- ской, могут быть извлечены следующие выводы:

1)         после ряда сочетаний одного раздражения (звука) с другим (светом), из которых на первое раздражение условлена определенная двигательная реакция, последняя начинает обнаруживаться и по отношению к другому раздражению;

2)    эта сочетательная реакция в сфере условленных личных движений без подкрепления ее с помощью основного раздражения имеет склонность к угасанию;

3)    количество комбинированных раздражений, необходимых для оживления угасшей сочетательной двигательной реакции, всегда оказывается меньше того количества, которое необходимо для ее первоначального образования;

 

4)    иногда угасшая было сочетательная двигательная реакция возобновляется при новом сочетанном раздражении и без предварительного применения основного раздражения, на которое условлена реакция;

5)    прочность сочетательной двигательной реакции возрастает вместе с большим числом комбинированных раздражений;

6)    равным образом прочность сочетательной двигательной реакции возрастает с течением опыта, т. е. после ряда последовательных возобнов лений сочетательной реакции на комбинированные раздражения;

7)    увеличение силы сочетанного раздражения (света в вышеприведенных опытах) до известного предела ускоряет наступление сочетательной двигательной реакции и делает ее более прочной;

8)    большая скорость следования комбинированных раздражений друг за другом способствует более скорому воспитанию и большей стойкости сочетательной двигательной реакции;

9)    то же самое имеет силу и по отношению к более скорому следованию друг за другом отдельных раздражений в парных их сочетаниях;

10) предварительное приучение к ответной двигательной реакции на ос

новной раздражитель (звук) содействует большей легкости образования

и большей стойкости сочетательной двигательной реакции;

11) при отвлечении сосредоточения на постороннее раздражение

(кожное в виде прикосновения с помощью вышеуказанного прибора)

сочетательная реакция появляется скорее, чем при обычных условиях

опыта, и обычно оказывается более прочною;

12) на образование и прочность сочетательной двигательной реакции

индивидуальность испытуемого оказывает существенное влияние.

Читать далее: Исследование над мышечной работой и усталостью