Меню
Яндекс.Метрика

Отношение между биологическим и онтогенетическим развитием речи

В предыдущем изложении мы изобразили общий ход развития человеческой речи, как он представляется на основании биологического и объективно-психологического анализа.

Все те данные, которые мы собрали относительно детской речи, нам показывают, что подобные же этапы можно отметить и в онтогенетическом развитии человеческой речи.

Не касаясь вовсе вопроса о развитии речевой фонетики, отметим лишь на основании собственных наблюдений, что первоначально мы слышим у новорожденного младенца одни рефлекторные крики, состоящие из гласных звуков. Но уже вскоре к рефлекторным гласным звукам присоединяются дополнительно согласные звуки, образующие вместе друг с другом то, что известно под названием детского лепета.

Затем можно отметить подражательное приобретение ребенком звуков и слов, произносимых взрослыми, и появление сочетательных рефлекторных звуков того или иного рода.

Позднее развиваются личные символические движения, как возникаю-

щие на основании личных сочетаний и воспроизведения рефлекторных, сочетательно-рефлекторных и репродуктивных звуков. При этом и здесь должны быть приняты во внимание законы дифференцирования и обобществления уже сложившихся словесных символов. Само собою разумеется, что фонетика с возрастом изменяется в зависимости от развития артикуляции и более точного воспринятая речи взрослых .

Таким образом, здесь звуковая речь развивается постепенно из рефлекторных звуков путем сочетаний, приводящих первоначально к аффективным восклицаниям. Затем развивающаяся речь ребенка многое черпает из простого звукоподражания, а позднее она развивается путем личного воспроизведения звуковых рефлексов и естественной дифференцировки и сочетательного обобщения последних.

Само собою разумеется, что развитие отвлеченных слов следует за развитием названий предметов, т. е. конкретных слов. Первоначально, как показывают наблюдения над развитием детской речи, многие слова и здесь являются одновременно и видовым названием, и родовым для целого ряда сходных предметов и лишь со временем благодаря закону дифференциации развиваются отдельные слова для видовых и родовых обозначений так же точно, как в других случаях видовое обозначение становится по зако ну сочетательного обобщения родовым названием.

В конце концов, развитая речь представляет собою не что иное, как ряд простых, сочетательных и репродуктивно-сочетательных звуковых'рефлек сов разнообразного характера, постепенно все более и более усложняющих ся путем дифференцирования и сочетательного обобщения.

Читать далее: Значение развития речи в отношении сочетательных процессов