Меню

ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ

До недавнего времени педагогика и уход за маленькими детьми были понятиями совершенно различными. Однако позднейшие исследования привели к более ясному пониманию того, что значат переживания первых лег жизни для последующего становления человеческой личности.

По-прежнему важным фактором в уходе за ребенком остается гигиена. Но, как ни хорошо ухожен малыш в физическом отношении, этого недостаточно, чтобы он правильно развивался. Привычки, связанные с кормлением, сном, а также стремление к открытиям, интерес к людям закладываются в самые первые месяцы.

Поводы к игре. Любая гигиеническая процедура, любое действие взрослого может подать ребенку повод к игре. Многие конфликты возникают именно по этой причине. К примеру, ваш малыш хочет играть с водой, а вы в это время хотите вымыть ему голову. Или же вам надо его накормить, а он хочет накормить свою любимую игрушку- зверушку.

В повседневном быту маленького ребенка кормление, купание, раздевание и одевание могут приносить ему радость. Смена пеленки может быть приятным событием, так же как и сидение на горшке. Все это будет оставаться для малыша игрой до тех пор, пока принуждение не перейдет некоторую границу.

Кормление. Многие родители считают недопустимыми исследовательские игры с пищей, тогда как другие не видят в этом ничего страшного. Для того, чтобы определить, как относиться к подобной проблеме, обсудите ее в семье, посоветуйтесь с педиатром.

Некоторые мамы поступают разумно, начиная с 5-го месяца приучать ребенка к чашке. 1—2 глоточка сока или кипяченой воды из чашки — вот все, что требуется для начала. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем легче будет отнять у ребенка грудь.

Сначала держите чашку сами и прижимайте ее край к губам ребенка. Потом дайте чашку в руки ребенку, например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.

Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много для него значит.

Конечно, ребенок не раз опрокинет на себя содержимое чашки. Без таких аварий не обходится никто. Держите себя в руках, не злитесь на ребенка, не кричите на него, совершите над собой усилие и храните спокойствие. Переоденьте ребенка, разговаривайте с ним, как со взрослым. Дети всех возрастов любят, когда с ними обращаются, как со взрослыми. И, пожалуйста, не забывайте, что нет на свете ребенка, который любил бы, когда с ним сюсюкают (почему некоторые взрослые считают, что с детьми нужно разговаривать именно так?)

Купание доставляет ребенку ни с чем не сравнимое удовольствие. Но купание ребенка и его игры с водой могут принести вам множество хлопот. Возможно, они покажутся вам не столь уж и обременительными, если вы будете помнить, что повседневный уход за малышом на много лет облегчится, если ему нравится вода. Помня об этом, не пропускайте купаний.

Если ваш ребенок здоров, дайте ему возможность немножко поплескаться в ванночке. Не ограничивайтесь только мытьем. Подбросьте в воду пару резиновых или пластмассовых игрушек. Ваш малыш очень развеселится. Можете и сами поучаствовать в игре. Следите только за тем, чтобы ребенок не напарился. У него еще слишком слабое сердечко. Поэтому поглядывайте на термометр, который между делом держите в воде. Температура воды может быть несколько ниже, чем температура для купания новорожденного: 28—32 °С.

Не препятствуйте активному движению ребенка в ванночке. Пусть ребенок выделывает любые кренделя, пусть бьет по воде, пусть дрыгает ножками, пусть гоняет игрушки туда-сюда — все на пользу. Он, конечно, наплещет у вас в ванной комнате, но это такая мелочь по сравнению с обретенным удовольствием.

Когда ребенок наигрался и наплескался, приступайте к мытью. Не плещите на ребенка слишком сильно, чтобы он не испугался. Мойте спокойно, разговаривайте ласково.

Используйте детское мыло. Сначала мойте тело, промывайте все складочки кожи; слегка потрите детской губкой спинку. Затем вымойте голову. Не наоборот. Если начнете с головы да еще мыльная пена попадет ребенку в глаза, то уже будет не до мытья. Не надо начинать мыть ребенка с головы еще и потому, что голова будет оставаться мокрой в течение всего времени, пока вы моете тело. Итак, сначала помыли тело, потом осторожно — голову (и чтобы мыльная пена не попала в глаза); ополоснули ребенка чистой теплой водой и завернули всего в махровое полотенце. Вытирать начинайте с головы.

После купания заверните ребенка в теплую байковую пеленку (в продаже бывают специальные банные наборы пеленок — пеленки с капюшоном) и так можете нести его в детскую комнату. Накройте малыша покрывалом. Пусть полежит так немного и остынет. Не забудьте дать ему попить. Вспомните, как сами хотите пить после бани,

Преодолимые затруднения. Для того, чтобы купание стало приятным, необходимо мыть ребенка с самого первого раза очень осторожно. Если первые купания протекают хорошо и приятно, то в последующем все идет, как надо. Однако купание может стать немного болезненным после перерыва в связи с прививками, болезнью и т. п. Поэтому к возобновлению купания подготовьтесь заранее. И если ребенок забыл, как приятно купаться, начните заново, медленно и мягко, знакомить его с водой. Непродолжительное купание, быстрое, осторожное мытье в небольшом количестве воды, затем приятное заворачивание в махровое полотенце наверняка приведут малыша в восторг.

Случается, что ребенок так возбуждается после купания, что требуется определенное время, чтобы с помощью более спокойных занятий смягчить внезапность перехода в новые обстоятельства. Поэтому-то и рекомендуется купать ребенка перед ужином, но не перед сном.

Предостережения. Ни на минуту не оставляйте ребенка в ванночке без присмотра. Он, конечно, давно уже сидит сам, и воды в ванночке немного. Но много ли нужно для беды? Стоит отвернуться, и ребенок захлебнется. Бывает ребенок и под контролем хватает глоток воды.

Присматривать за ребенком во время купания нужно еще и потому, что он двигается в ванночке слишком активно — очень уж радостно на душе. При такой активности вполне может и удариться.

Раздевание и одевание. При нашем довольно прохладном климате раздевание и одевание легко может стать для маленького ребенка процедурой весьма утомительной и раздражающей. Поможет здесь форма одежды. Малышу легче иметь дело с кофточками, которые не надо снимать через голову. Не следует также забывать и о том, что одежда во многом влияет на его движения. С этой точки зрения очень важно, чтобы она была легкой и удобной. Надевать на ребенка больше вещей, чем необходимо, не следует.

В течение первого года жизни часть игр ребенка заключается в возне с одеждой и обувью. Вначале малыш испытывает большую радость, когда ему удается сбросить штанишки или башмачки. Вероятно, иногда вы устаете от постоянного надевания ребенку сброшенных вещей. Однако свое недовольство по этому поводу ребенку не показывайте. Помните, что надевать на себя обувь и одежду, а затем снимать ее — хорошая тренировка для здорового, активного малыша.

Навыки опрятности. Возможности ребенка в усвоении навыков опрятности связаны, прежде всего, с познанием им своего тела. Смена пеленок и сидение на горшке отлично увязываются с игрой и педагогикой. Игра может заключаться в том, что ребенок берет в ручки свой кал и изучает его, ощупывает лужицу на полу или радостно показывает, что он написал в горшок, переворачивая его то вверх, то вниз.

Контроль за освобождением кишечника зависит от соотношения между зрелостью и тем, чему ребенок уже научился. До того как малыш обретет способность произвольно воздействовать на мышцы, регулирующие освобождение от шлаков, всякое воспитание навыков опрятности бесполезно.

Осознание ребенком себя и своих потребностей происходит постепенно. Сначала ребенок чувствует, что пеленка стала мокрой или испачкана, и хочет, чтобы ее сменили. Понятно, нужно, чтобы он знал, как приятно быть сухим. Следующим шагом становится ощущение ребенком того, что он писает или какает. В таких случаях малыш может приостановить свою игру, принять особую позу или отползти в угол. Последним шагом становится предвосхищающее ощущение ребенком того, что он вот-вот помочится или испражнится. В этом случае под руками обязательно должен быть горшок; требуется он быстро.

Как правило, годовалый ребенок уже сам просится на горшок.

Как научить ребенка ходить на горшок. Обычно ребенка начинают приучать к горшку на 8-м месяце. Воспитание этого навыка важно не только потому, что сидящий на горшке ребенок облегчит существование вам, но и самому ребенку будет лучше в гигиеническом плане: спать малыш будет сухой, уйдет в прошлое раздражение кожи на ягодичках.

Приучение к горшку начните так. Через 20—30 минут после кормления или сразу после сна (если малыш проснулся сухим) подержите его над горшком. Спустя какое-то время он привыкнет мочиться и испражняться именно в это время и уже сам будет издавать те или иные звуки или делать характерные движения, показывая, что ему хочется на горшок. Внимательно присматривайтесь к ребенку, чтобы уловить первые сигналы. Если это удается и ребенка тут же высаживают, то привычка проситься на горшок укрепляется, и малыш начинает отлично понимать интересные выражения а-а! и пс-пс!.

Когда ребенок сидит на горшке, не отвлекайте его. Малыш должен сосредоточенно заниматься своим делом. В противном случае он будет сидеть долго, что для него вредно. Игрушки в такие ответственные моменты тоже давать не следует.

Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время обязательно приготовьте горшок. Не забудьте перед использованием горшок согреть; если он будет холодным и мокрым (а то еще и не опорожненным с прошлого раза), если ребенок не будет чувствовать себя на горшке комфортно, то о каком обретении навыка может идти речь?

Обретать навыки надо с помощью положительных эмоций. Образно говоря: пряником, а не кнутом.

Каждый раз, когда сажаете ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите.

С того момента, как вы начали приучать ребенка мочиться в горшок, надевайте ему штанишки уже без пеленок. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если он вдруг намочит штанишки.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще в очередной раз поменять ему пеленки или использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами и пеленками вам придется возиться до 3, а то и 4 лет.

Возможные трудности. По мере того как в рационе вашего ребенка появляются все новые продукты питания — овощи, фрукты, соки, — может изменяться и периодичность отхождения стула. Ребенок будет, например, проситься на горшок чаще и не в то время, к которому вы стараетесь его приучить. Это связано с тем, что, организм ребенка еще не привык к пище более грубой, чем материнское молоко (к тому же увеличивается объем потребляемой клетчатки). Также и с мочеиспусканием. Но со временем все войдет в норму. От вас требуются только неустанные систематические усилия по воспитанию соответствующих навыков. Но не будьте слишком строги с малышом, который на первых порах игнорирует ваши усилия, звуковые сочетания и сам горшок.

Во избежание травмы никогда не ставьте горшок на стул, скамейку или на кровать. Горшок должен стоять на полу. Но обратите внимание, чтобы над полом не было холодно.

Читать далее: Несколько полезных советов