Меню

ДИАЛОГ СО ВЗРОСЛЫМИ

Уже на ранней стадии развития чувствительность ребенка к внешним воздействиям, характер реакции на них могут сильно различаться. Реакция малыша зависит от многих причин. Большое значение имеют состояние его здоровья, настроение, отношение ко взрослому, находящемуся рядом. Еще до того; как ребенок научится узнавать мать и отца, он различает, кто за ним ухаживает. Движения взрослого, голос, запах различны. Понять поведение ребенка можно, лишь имея с ним непрерывный контакт.

Начало диалога. Движения новорожденного ребенка, его плач, выражение лица, напряженное тельце показывают, что он нуждается в защите взрослого. Ребенок как бы подает сигнал: Помогите! Если вы будете стремиться отвечать на такие сигналы, то тем самым положите начало самого первого диалога между вами и вашим малышом. Но первоначально инициатива действия всегда принадлежит только вам. Ведь в период новорожденности в поведении ребенка проявляются рефлексы исключительно безусловные, т. е. врожденные, передающиеся по наследству, как то: сосание, глотание, зевание. Например, вначале малыш одинаково реагирует на приближение любого предмета ко рту — сосет и грудь, и свои пальцы, и белье, и пустышку. Однако постепенно он начинает понимать, что сосание разных предметов дает неодинаковые результаты и его реакции на разные воздействия также видоизменяются. Сосание груди он связывает с получением пищи, а сосание пальца приносит ему иное удовлетворение. Так происходит формирование рефлексов условных, которые складываются в процессе познания окружающего мира.

Постепенно способность ребенка к взаимодействию с окружением возрастает. Он начинает улыбаться, играть своими ручками и ножками. По-прежнему большое значение имеет для него акт кормления, когда он открывает для себя, как приятно быть вместе с матерью (сосательные движения начинаются у него в тот момент, когда он, будучи голодным, ее видит). Однако диалог изменяется. Поскольку вы постоянно удовлетворяете важнейшие потребности малыша, то его крик становится сигналом, предназначенным специально для вас. Если вы отвечаете на этот крик без промедления, то тем самым помогаете ребенку установить связь между сигналом и помощью взрослого, и у него начинает формироваться чувство уверенности и доверия к вам. Но в том случае, когда вы своим поведением не даете ребенку подтверждения, что ему будет оказана помощь, как только в этом возникнет необходимость, доверие вашего ребенка к вам может ослабнуть.

Диалог продолжается. Когда суточный ритм ребенка приобретает некоторую регулярность и вы начинаете понимать, что в каждом конкретном случае ему нужно, ваше общение приобретает новые черты. Отныне вы можете поддерживать ритм, более всего устраивающий вашего малыша, и вместе с тем получаете возможность планировать свои действия.

Именно на этом этапе потребность в пище уже не обязательно должна удовлетворяться без промедления. Однако допускать длительного ожидания нельзя, поскольку око может подорвать доверие ребенка к вам.

Установлению тесного контакта с ребенком способствует также множество ситуаций, в которых вы осуществляете уход за ним.

Дальнейшее развитие диалога. С течением времени ребенок начинает различать знакомые и незнакомые лица, голоса людей, реагировать на изменение окружающей обстановки. В этот период контакт со взрослыми становится очень значительным фактором для его развития. Сытый и отдохнувший малыш к своему окружению настроен положительно, вследствие чего проявляет любознательность, активный интерес к другим людям и предметам. Однако когда к нему придвигается слишком близко незнакомое лицо, ребенок отводит взгляд, его тельце напрягается, он может заплакать. Но если, сидя в коляске, он улыбается и смеется, это может означать, что он ждет, когда к нему проявят интерес близкие люди. Этот период играет большую роль не только для него, но и для вас, родителей. Сейчас можно установить контакт и ожидать общения друг с другом. . .

Условия, способствующие диалогу. В первый год жизни ребенка большая часть диалогов основана на том, что взрослые устраняют то, что ему не нравится, и помогают делать то, что он хочет. Если вы будете позволять своему малышу лежать (или сидеть) так, как ему хочется, и там, где ему хочется, то тем самым окажете позитивное влияние на его активность и нормальное развитие.

После того, как малыш научится передвигаться на четвереньках, ползать и ходить, он должен находиться в кроватке лишь тогда, когда устал и ему необходим отдых или сон. Помните, что в этот период ребенку нужны условия, в которых он имел бы возможность контактировать с окружением и свободно действовать.

Надо так организовать повседневный быт ребенка, чтобы в вашем разговоре с ним чаще звучало да, чем нет, поскольку у младенцев способность воздерживаться от какого-либо запрещенного действия чрезвычайно мала. Целесообразнее не повторять много раз нельзя, не разрешаю, а сразу же постараться переключить внимание малыша, отвлечь его.

И помните, что одним из важных условий общения взрослых и детей является позитивная игровая среда. г Речь. Долгое время при общении с ребенком словесный диалог ведете вы. Малыш воспринимает интонацию вашей речи, ее методику задолго до того, как начнет говорить сам. А когда он обретает способность произносить отдельные слова, то радости его нет предела. Отныне он имитирует вас в ваших действиях, интонациях и словах, его бодрствование начинают заполнять игровые песенки и присказки, а сам он нередко бывает инициатором различных игр и действий.

Говорите с ребенком спокойным голосом. Он чувствует себя увереннее, когда видит, что вы спокойны. Это заложено природой: ребенок — маленькое зеркало вашего состояния. Если вы чем-то встревожены, ребенок это быстро заметит и тоже забеспокоится.

Читать далее: Сфера восприятия