Меню

РЕБЕНОК ИГРАЕТ

Потребность ребенка во впечатлениях, удовлетворяемая при общении и в играх, обеспечивает ему богатство зрительных и слуховых воздействий. Поэтому с большим вниманием следите за тем, что более всего устраивает вашего малыша, от чего он устает, что его успокаивает или возбуждает.

Склонность к игре — врожденное качество всех детей. Это знает каждый, у кого были дети. Поэтому уже при первых же посещениях бабушки и дедушки, тети и дяди приносят ребенку какие-нибудь игрушки. Некоторые из них подходят для ребенка, другие же не подходят и даже бывают опасными.

Неподходящие игрушки. К ним относятся игрушки, сделанные из ткани или плюша: в них собирается пыль и их нельзя мыть. Принцип же таков, что все, что нельзя содержать в чистоте, что нельзя мыть, по гигиеническим соображениям для ребенка не подходит. Если для вашего малыша кто-то принес такую симпатичную игрушку, спрячьте ее пока в шкаф. Ребенок подрастет, и вы ему ее отдадите.

Следует обращать также внимание на то, чтобы игрушка была прочно окрашена. По величине она должна быть такой, чтобы ребенок ее не мог проглотить. Ее края не должны быть острыми, чтобы ребенок не мог пораниться, а отдельные части должны быть соединены между собой так, чтобы ребенок не смог игрушку разобрать, потому что, разобрав большую игрушку на мелкие части, он может какую-нибудь часть проглотить.

Если вы даете ребенку разборные игрушки, то выбирайте такие, которые не представляют для малыша опасности: например, разборные матрешки, кубики, пирамидка. Детали разборных игрушек не должны быть слишком мелкими. Маленькие дети в этом возрасте постигают не только окружающий мир, но и собственное тело. И малышу бывает очень интересно засунуть в нос фрагмент мозаики или спрятать в ухо пуговку, оторвавшуюся от платьица куклы, и т. д.

Подходящие игрушки. К ним относятся такие игрушки, которые можно обрабатывать антисептиком или просто помыть — сделанные из резины, дерева или пластмассы. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот — и это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус.

Помните, что игрушка — это не просто отвлеченная  забава, а предмет, развивающий ребенка; игрушка развивает цветовосприятие, пространственное воображение (соотношение форм); занимаясь с игрушкой, ребенок учится координировать свои движения, воспринимать предмет зрительно с разных расстояний.

Выбирайте для ребенка игрушки яркие, разноцветные, пестрые, разнообразных форм.

Старайтесь покупать малышу игрушки по возрасту. Но если вы встретили в магазине что-то более сложное и не можете удержаться, купите еще и эту игрушку. Ребенок подрастет, и она придется ему кстати. Но если вы купили такую игрушку, не показывайте ее ребенку преждевременно, чтобы он не привык к ней и не потерял впоследствии к этой игрушке интерес.

Интерес к игрушке — это важно. Время от времени меняйте те игрушки, с которыми играет ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш стал равнодушен к какой-то игрушке, спрячьте ее на недельку в шкаф и подбросьте в кроватку другую игрушку. Когда вы через неделю достанете игрушку старую, вы убедитесь, что ребенок будет опять с удовольствием играть с ней — и будет воспринимать ее, как воспринимаете вы старого знакомого.

Маленькие секреты. Мы уже упомянули, что, выбирая игрушку, надо учитывать возраст ребенка.

1-й месяц. В первые дни жизни ребенок может только кратковременно задерживать свой взгляд на предмете. К концу 2-й недели жизни малыш уже способен немного проследить за движущимся предметом. В этот период лучше выбирать яркую, небольшую игрушку с нежным звуком (типа подвесных погремушек). Постепенно ребенок научится следить за ней, запомнит ее голос и будет искать глазами.

Если вы подвешиваете погремушки, то расположите их так, чтобы они были прямо перед глазами ребенка — в противном случае малышу придется постоянно косить глаза, что по вполне понятным причинам нежелательно.

2-й месяц. Вначале случайно задевая игрушку руками и слыша знакомый звук, ребенок уже к концу 2-го месяца начинает к ней тянуться. В этот период малышу нужно подкладывать новые, небольшие по размеру и легкие игрушки, которые он смог бы захватывать. Возможность увидеть что-то новое вокруг себя расширяет сферу его восприятия.

3—4-й месяц. В этом возрасте ребенок начинает проявлять интерес не только к своим рукам и пальчикам, но и к предметам, в частности, к игрушкам, которых у него уже, должно быть, предостаточно.

Однако не все игрушки подряд годятся для 3-месячного малыша. Не подходят те игрушки, которые невозможно помыть или обработать дезинфицирующим раствором — к примеру, матерчатые, из искусственного меха, плюшевые и т. п. Также исключаются мелкие игрушки, игрушки с острыми краями, которыми можно пораниться, игрушки, которые можно разобрать.

Пусть над кроваткой ребенка висят яркие, разноцветные погремушки, которые ему уже знакомы. Есть на чем фиксировать взгляд, что рассмотреть, поупражнять глазомер (далеко, близко); есть к чему потянуться — поразмять мышцы, научиться координировать направление; и вообще — есть к чему применить любопытство, и, увлекшись, дать маме отдохнуть.

Все игрушки, с какими имеет контакт ваш ребенок, почаще мойте с мылом. А хранить их можно под пеленкой, дабы на игрушки не оседала пыль,

После 4 месяцев. В этом возрасте уже можно показывать ребенку красочные картинки из складных книжек, а также картинки, наклеенные на картон.

Настоящий восторг у ребенка вызовут те игрушки, которые всего пару месяцев назад могли его испугать. Речь идет о механических заводных либо о других подвижных игрушках.

6—7-й месяц, К середине первого года жизни ребенок уже вполне самостоятельный человечек. Теперь он вполне сможет играть с детской посудой, разборными матрешками, пирамидками, съемными кольцами.

8-й месяц. Хорошо, когда вокруг ребенка постоянно есть игрушки — то одна, то другая. Но еще лучше, когда рядом присутствуют безопасные для малыша, но практичные предметы, те, которыми он будет пользоваться всю жизнь: катушка от ниток, пластмассовая чашка, мыльница, кожаный башмачок и т. д. Общаясь с этими предметами, ребенок развивается, обретает практические навыки.

После 8—16 месяцев. В этот период своей жизни ребенок тянется к более крупным игрушкам (тележкам, каталкам, машинкам), говорящим или музыкальным куклам (Ванька-встанька), а также к игрушкам, которые не только походят внешне на живые, но и своими действиями напоминают настоящих живых существ (квакающая лягушка, мяукающая кошка и т. д.). Очень нужны в этом возрасте разноцветные кубики, разборные пирамидки.

Количество игрушек. Слишком много игрушек давать ребенку не рекомендуется. Пользы от этого большой нет. Во-первых, ребенок, отвлекаясь от одной игрушки к другой, быстро утомляется от обилия впечатлений. Во-вторых, такая игра не развивает фантазию малыша. В-третьих, ребенок становится как бы избалованным, и если поток игрушек, обрушившийся на него, вдруг прекращается, он начинает требовать новых покупок, и ему теперь бывает трудно угодить.

 Поэтому лучше давать ему одну игрушку и только через какое-то время другую, и т. д.

Не стремитесь давать ребенку обязательно покупные дорогие игрушки. Иногда он может удовлетвориться и простейшим предметом, оказавшимся у вас под рукой: например, пластмассовой коробочкой от фотопленки (дети вообще любят всякого рода коробочки), или мыльницей, или деревянным пеналом старшего брата. Помимо того, что ребенок удовлетворяет свое любопытство, он еще исследует предмет — один из тех предметов, что будут служить ему всю жизнь.

Чистота игрушек. Никогда не забывайте еще об одном принципе: игрушки, принесенные из магазина, а также полученные от бабушек, дедушек, от ваших друзей, всегда следует сначала обмыть теплой водой с мылом.

И в дальнейшем игрушки ребенка надо мыть с мылом регулярно: в первые месяцы — ежедневно, затем это можно делать реже. Можно даже почистить щеткой в тех местах, куда вы не достаете пальцем, ведь именно там предпочитает скапливаться инфекция. А если учитывать страсть ребенка каждую игрушку тянуть в рот, то можно прогнозировать нежелательные последствия.

Не давайте игрушки малыша другим детям. Даже своим — старшим. Помните, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец.

Обучение игре. Когда мы даем ребенку игрушку, нужно тут же показать, как с лей играть. Ведь только от вас он может узнать, что это за игрушка: что собачка — это собачка, а котик с бантиком — это котик с бантиком; собачка лает, котик мяукает. Малышу все это безумно интересно. В этих первых играх перед ним предстает простенькая модель мира.

Вам необходимо знать, что игры с ребенком устанавливают между вами более тесный эмоциональный контакт. Такие контакты — одна из основ ваших последующих с ребенком взаимоотношений. В частности — уважения, любви... Вы же хотите, чтобы ваш ребенок впоследствии долгие годы относился к вам с самой нежной любовью. Побольше занимайтесь с ним. Пусть он открывает мир с вашей подачи, пусть он видит окружающее вашими глазами.

Давая ребенку разные игрушки (желательно по одной), называйте их. Ребенок, пусть еще и не способен сам говорить, запоминает слова и их значение. Со временем это поможет ему быстрее заговорить.

Чего следует избегать. Игра имеет для ребенка большое значение и иногда ему нужно для нее полное спокойствие. Если ребенок погрузился в игру, его не нужно беспокоить. Даже переодевание и кормление можно на несколько минут отложить, пока ребенок не закончит игру.

Дело в том, что дети очень не любят, когда их отрывают от игры. Известны случаи, когда скрытая причина отсутствия интереса к еде заключалась в том, что мать несколько раз прерывала игру ребенка, причем в самом ее разгаре.

Читать далее: Внимание! Опасность!