Меню

ГЛАВА 4. ЖИЗНЬ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА

Не ограждайте вашего ребенка от лучшего в мире учителя — жизненного опыта!

М. Я. Студеникин

ДЕНЬ И НОЧЬ — СУТКИ ПРОЧЬ

Вначале суточный ритм ребенка регулируется его потребностью в пище и сне. Он хочет есть днем и ночью, а спит по нескольку часов между кормлениями. Должно пройти 6—10 недель, прежде чем смена сна и бодрствования приобретает какую-то регулярность.

В первое время распорядок дня ребенка определяется главным образом кормлениями, частота которых зависит от его индивидуальных особенностей. За каждым кормлением следует переодевание и укладывание в постель. Затем к этим двум основным занятиям (еда и сон) прибавляются другие — купание, прогулки, игры. По мере роста жизнь малыша становится все более насыщенной.

СУТОЧНЫЙ РЕЖИМ

Изменения в ритме. В течение первого года жизни происходят постоянные изменения суточного ритма. Это обусловленно тем, что ребенок все дольше бодрствует. Он хочет осмотреться, набраться новых впечатлений. Вам надо быть очень внимательными, чтобы установить для бодрствования время, удобное и ему, и вам.

Как мы уже говорили, вначале часы кормления распределяются на протяжении всех суток. Но позднее ребенок начинает спать непрерывно в течение сравнительно длительного периода по ночам, когда темно и тихо. В период между 2 и 4-м месяцем малыш уже дает вам выспаться ночью. Плачет он меньше и реже, о чем свидетельствуют следующие данные: 6-недельный ребенок плачет в среднем 3 часа в день, 3-месячный — всего лишь 30 минут. Однако это происходит вовсе не потому, что младенец разумнее новорожденного. Плач для ребенка является способом коммуникации. Плачем он сообщает о том, что его беспокоит: у него мокрые пеленки, он хочет есть или пить, ему слишком жарко или холодно, у него болит животик или же раздражена кожа, малейшее прикосновение к которой вызывает болезненные ощущения.

Между 2 и 3-м месяцем постепенно все входит в свою колею, поскольку ребенок начинает справляться со своими двумя главными обязанностями — спать и есть. Почти постоянное забытье, в котором он пребывал в 1 -и месяц, сменяется новым периодом с нормальным сном и настоящим бодрствованием, особенно в конце дня (от 15 минут в 1-й месяц до часа в 3 месяца).

Качественно лучший сон требует меньшего времени, т. е. ребенок теперь спит меньше, поскольку его сон улучшился. Если раньше он спал 20 часов, то в 16 недель ему достаточно 18 часов, поскольку сон его становится более спокойным и глубоким. Ночью он спит 7—8 часов подряд без плача и криков. Даже вечерний плач, обычный для некоторых грудных детей, к 12-й неделе почти прекращается, так как к этому возрасту проходят желудочные колики, причиняющие ребенку страдания.

И вообще все, что касается переваривания пищи; улучшается: практически исчезают рвота и срыгивание, отчасти потому, что ребенок не набрасывается с прежней жадностью на сосок или соску. Теперь он может смирно ждать часа кормления (кроме утренних часов, когда ему еще случается всплакнуть), легко отыскивает губами сосок или соску, сосет без спешки, не давясь, спокойно.

Приступать к установке четкого ритма смены режимных элементов в течение дня, т. е. к его распорядку, следует немного раньше, в 6—10 недель, когда суточный ритм ребенка начинает приобретать определенную регулярность. Уже на этом этапе потребность в пище не обязательно должна удовлетворяться без промедления. Играя с ребенком, можно отодвинуть время кормления. Постепенно малыш начнет привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. А вы, со своей стороны, должны стараться соблюдать распорядок дня.

Распорядок дня. Первым элементом распорядка дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого ребенок около часа бодрствует. Создайте для этого деятельного состояния подходящие условия. Положите ребенка на животик, ласково с ним поговорите, привлеките его внимание яркой игрушкой. Все гигиенические процедуры также проводите в период бодрствования. Утомившись, ребенок заснет.

В возрасте 2—4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Пищу ребенок принимает 6 раз в сутки. Если первое кормление проводится в 6 часов утра, то ночной сон начинается после купания и кормления в 20 часов 30 минут с перерывом на последнее кормление в 23 часа 30 минут.

Первые изменения в распорядок дня вносятся примерно в 4,5 месяца, когда происходит переход на 5-разо-вое кормление с 4-часовыми промежутками и с ночным перерывом длительностью 8 часов. Промежутки активного бодрствования увеличиваются, а частота и длительность дневного сна сокращаются.

Следующее изменение распорядка дня происходит после 9 месяцев. Ребенка по-прежнему кормят 5 раз в день, однако время: кормлений постепенно изменяется. Начиная с этого возраста здоровый ребенок может бодрствовать около 3 часов и, как правило, отказывается от третьего дневного сна.

Если вы не можете составить распорядок дня сами, попробуйте взять на вооружение этот:

Как правило, маленькие дети привыкают к распорядку дня легко. Если их кормят, укладывают спать, высаживают всегда в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает — они не капризничают и сохраняют в течение всего дня ровное, радостное настроение.

Положительная сторона распорядка дня состоит в том, что ребенок уже сам знает, в какое время чего ждать: когда его покормят, а когда вора готовиться ко сну или порадоваться предстоящей прогулке. Поэтому постарайтесь соблюдать регулярность в жизни своего малыша. Но если где-то по какой-то причине в распорядке дня произошел сбой — это не катастрофа. Во всяком случае на следующий день вы попробуйте вернуться к установленному режиму.

Помните, что четкий ритм является одной из основ, на которых строится нормальная жизнь ребенка. Организм любит ритм. Подстраиваясь к ритму, организм ребенка как бы прогнозирует себя на ближайшее будущее и готовится к нему. При такой подготовке значительно облегчается течение многих физиологических процессов.

В качестве примера приведем работу желудка. Исследования ученых давно показали, что желудок функционирует не только тогда, когда в него попадает порция пищи. Если желудок знает (а ему об этом говорят биологические часы, которые заложены в каждом из нас), что приближается время кормления, он начинает заранее готовиться к приему пищи — вырабатывает желудочный сок. И если порция пищи вовремя поступает, то переваривается она быстрее и качественней: и желудку легче, и лучше усвояемость, и меньше энергетических затрат. Так организм, привыкший к режиму, готовится ко всему.

Изменение в ритме. Как правило, к году ребенка кормят 5 раз в сутки (8.00, 12.00, 16.00, 22.00, 24.00). А чуть позже от двухразового дневного сна ребенок переходит к одноразовому. В связи с этим довольно часто возникают трудности с режимом.

Встает вопрос: когда надлежит укладывать ребенка в постель — до или после обеда? Надо попробовать и то, и другое. Малыш не всегда достаточно ясно показывает, что ему больше подходит. Если сон приходится на дообеденное время, то ребенку может быть трудно продержаться без сна до вечера. В таком случае некоторое время от вас потребуются дополнительные усилия. Для того чтобы вечернее и ночное время было приятным для всех, ребенку следует помочь организовать его послеобеденное время. Вам надо, видимо, заняться ребенком и попытаться найти что-нибудь такое, что бы приободрило его немножко.

Изменение режима произойдет легко и незаметно в том случае, если вы хорошо изучили своего ребенка.

Необходимым условием является также его глубокая убежденность в том, что вы всегда ему поможете и утешите, когда в этом будет необходимость. В первые месяцы вам нужно следовать за ребенком. Позднее же ребенок может постепенно приспосабливаться к остальным членам семьи.

Осторожность при введении изменений. Каждое преобразование воздействует на малыша индивидуально. Любое нововведение нужно преподносить постепенно, сохраняя привычные для ребенка элементы. Очень многое зависит и от того, насколько хорошо вы знаете друг друга.

Годовалый ребенок часто живет по суточному ритму, который довольно просто вписать в режим, принятый в семье. Редко приходится слышать, чтобы родители сетовали по поводу времени сна маленьких детей и ежедневного ухода за ними. Трудности возникают обычно позднее. Однако именно на протяжений этого периода, еще до года, возрастающее значение приобретает помощь взрослых ребенку в построении суточного ритма.

Читать далее: Ребенок спит