Меню

НОВОРОЖДЕННЫЙ — КАКОЙ ОН?

Новорожденный физически очень слаб. Он не держит головку. Мышцы шеи начинают сокращаться только на второй неделе жизни. Все мышцы ригидные (оцепенение мышц), поэтому могут дрожать ручки и ножки. Но это скоро проходит.

Поведение. Новорожденный весьма своеобразен. Прежде всего бросается в глаза, что он очень много спит (до 20 часов в сутки), причем спит много раз (примерно 11), но дольше 4 часов подряд не спит. И еще одна любопытная особенность — сон и бодрствование мало отделены друг от друга. Каждому приходилось наблюдать, что во сне новорожденный лишь считанные минуты совершенно неподвижен и что во время бодрствования он очень часто дремлет. -

Своеобразна поза новорожденного — она похожа на : позу плода в материнской утробе. Но это только тогда, когда ребенок спокоен. На все неожиданное, резкое, шумное он откликается особым движением рук и ног — как будто старается что-то обхватить. Здесь мы подошли к очень интересному моменту — рассказу о том, каковы рефлексы новорожденного.

Напомним, что рефлексы разделяются на безусловные и условные. Первые — врожденные, они передаются по наследству; вторые складываются при жизни. Так вот, в поведении новорожденного мы наблюдаем рефлексы исключительно безусловные; условные же начинают формироваться в результате наших воспитательных усилий.

В основе обхватывающих движений, о которых мы сказали выше, лежат рефлексы безусловные. Кроме того, новорожденный обладает хорошо сформировавшимися рефлексами сосания, глотания, зевания. Однако рефлекс моргания у него отсутствует.

Психическое состояние. Вы можете сами оценить психическое состояние своего ребенка. Например, проверить наличие основных безусловных рефлексов:

1. Подошвенный рефлекс — вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку.

2. Сосательный рефлекс — вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения.

3. Хватательный рефлекс — вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш ребенок — в норме.

Пять чувств. До недавнего времени новорожденный представлялся неким переваривающим устройством, т. е. абсолютно пассивным существом, ничего не воспринимающим и не чувствующим, слепым, глухим и немым, словом, совершенно лишенным возможности вступать в контакт с окружающим миром. Теперь же считается, что новорожденный уже полностью подготовлен к общению с обществом, в которое он попадает. Такое изменение концепции произошло не сразу, потребовались годы работы, наблюдений и подсчетов.

Все пять чувств новорожденного — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание — уже работают. Л освоение мира он начинает со своей матери.

Зрение. Глаза как сложный оптический прибор у новорожденного еще не вполне развиты. Установлено, да вы и сами заметили, что в первые дня ребенок еще не может фиксировать взгляд. Довольно скоро он уже будет справляться с этим делом, но еще некоторое время перестраиваться па близкие и дальние объекты не сможет. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25—30 см. Отсюда и рекомендации.

1. Если вы хотите что-либо показать своему малышу — яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25—30 см.

2. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25—30 см.

Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых по поводу чтения: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25—30 см. Как вы думаете, это случайное совпадение?

Еще в роддоме, когда вам впервые принесли вашего ребенка, вы с любопытством заглядываете ему в глаза. • Вам интересно, какого они цвета, и как ребенок отреагирует на вас. Успокойтесь, он на вас еще никак не отреагирует, Он видит вас как смутное пятно, поскольку не [имеет еще остроты зрения.

Отличить мать от окружающих ребенок сможет не раньше чем в три месяца. Таково мнение специалистов. Ho существуют и другие способы узнавания — по голосу, запаху, прикосновению. Слух, обоняние, осязание развиваются значительно быстрее.

Четко определить цвет глаз не всегда возможно. Если [глаза у ребенка черные или темно-карие, то в первые дни они покажутся вам мутноватыми, иногда с поволокой синевы. Светлая радужка тоже различима, однако вы должны знать, что в течение ближайших месяцев цвет глаз может несколько измениться: например, из голубого трансформироваться в зеленоватый, из зеленого — в желтоватый и т. д. Окончательную окраску радуж--:ная оболочка приобретет на третьем месяце жизни; тогда же начнут функционировать слезные железы, т. е. появятся настоящие слезы.

Вас может расстроить то, что глаза ребенка заметно косят. Не спешите расстраиваться. Дело в том, что в течение первого месяца глаза косят у очень многих детей, а у некоторых еще и подергивается глазное яблоко. Все это вскоре проходит.

 Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. Понимание ему обеспечивают инстинкты. Они для него — автопилот в море эмоций и ощущений.

К сказанному можно добавить следующее: новорожденный различает свет и темноту. При ярком свете он закрывает глаза, а в полумраке их открывает. Цвета он начинает различать позже, но с самого рождения яркое, красное, блестящее привлекает его внимание.

Слух. Новорожденный хорошо слышит. Учеными с достоверностью установлено, что еще в утробе матери ребенок способен различать звуки — приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери он уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом — это так называемая тканевая проводимость. (Вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом — обняв рояль.) Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. И помните: ребенок хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок купался в звуке. Конечно же, эти купания должны проводиться, когда ребенок бодрствует.

6 первые недели жизни малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с ним, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая, спокойная, что-нибудь из классики, с легко угадываемым мелодичным рисунком.

Обоняние, вкус, осязание. У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и работают — это установлено экспериментально.

Профессор Я. Штайнер из Иерусалимского университета сделал серию фотографий, ставших классическими: сладкое вызывает у только что родившегося ребенка довольную улыбку, соленое — гримасу недовольства, запах чеснока — отвращение.

Обоняние, развивающееся у ребенка очень рано, играет большую роль в узнавании им матери и в возникновении взаимной привязанности. Уже на 3-й день новорожденный определяет, какая из двух марлевых повязок находилась в контакте с грудью матери! Способность ребенка узнавать материнский запах используется даже в терапевтических целях, к примеру, для лечения нарушений сна.

Теперь о чувстве осязания. Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям. Некоторые из них его

успокаивают, другие же, наоборот, возбуждают. Корни такой чувствительности кожи заложены очень глубоко; уже в утробе матери ребенок ощущает окружающую его амниотическую жидкость, касается стенок матки, а во время родов только благодаря сильному, повторяющемуся давлению на его тело при сокращении матки он появляется на свет. Когда новорожденный бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве.

Компетентность новорожденного. Мы вкратце перечислили те ощущения, которые уже знакомы только что родившемуся ребенку. Со всеми своими чувствами, глазами, ушами, обонянием, осязанием он способен вступить в контакт с внешним миром. Именно это и называется компетентностью новорожденного. Ваш ребенок уже готов к общению с вами. Остается только пойти ему навстречу.

Осведомленность о компетентности новорожденного принесет пользу как вам самим, так и вашему ребенку. Если вы будете более внимательны к малышу и между вами начнется непрекращающийся диалог, состоящий из ласк, слов, улыбок и бесконечных игр, то благодаря этому он сможет быстрее развиваться. Каждый новый жест или поцелуй представляет для него новый способ общения, приносит новые ощущения.

Максимум возможного общения матери с новорожденным представляет кормление, поскольку оно включает все - жесты, запах, вкус, слова, взгляды.

Что доставляет новорожденному удовольствие* Прежде всего — это быть с вами, у вас на руках. Ему нравится, когда его кормят, укачивают, купают, а после ванны он любит поболтать свободно ножками, прежде чем его начнут одевать. Ему нравится слышать ваш голос, ощущать прикосновение вашей руки. Если малыш не спит, возитесь с ним побольше.

Новорожденный любит спокойную обстановку, тишину, свет, но не слишком яркий. Если же вы видите, что он находится как бы в судорожном напряжении (выгибается, напрягаясь, не может расслабиться, кулачки крепко сжаты), попытайтесь его успокоить с помощью легкого массажа — поглаживаниями, похлопываниями, прикосновениями. Это доставит ему большое удовольствие.

Что новорожденному неприятно. Он не любит испытывать голод, быть слишком {или недостаточно) тепло одетым, носить тесную одежду, лежать в мокрых пеленках. Ему не нравится, когда его подбрасывают высоко в воздух (при этом может возникать головокружение), а также громкие голоса, радио, телевизор, шумное хождение по комнате, хлопающие двери, табачный дым.

Чего он боится. В нашем представлении новорожденный должен бояться всего — так он беспомощен. В действительности, как показывают специальные исследования, новорожденный ребенок обнаруживает страх (вернее, реакцию на страх) только когда вблизи его головы неожиданно раздается громкий звук или когда он теряет равновесие или точку опоры. Так, ребенок обнаруживает страх, когда из-под него, не причиняя боли, выдергивают одеяло.

Предостережение. Не оставляйте новорожденного долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что роднички — зона роста — на голове ребенка еще открыты, череп как бы пластичен.

Читать далее: Жизненные проявления