Меню

Этапы речевого развития.

,5 - 3 месяца

Гуляние: а-аа, г-у, ш-и, бу-у, эи и др.

4 месяца

свирель: аль-ле-е-лы, аты-аы и т.п.

7-8,5 месяцев

Лепет, произносит слоги: ба-ба, да-да-да и т.п.

8,5-9,5 месяцев

модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями.

9,5-1 год 6 месяцев

Слова: ма-ма, ба-ба, ам-ам и т.д.

Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.

1 год 6 месяцев - 1 год 8 месяцев

Попытки связать два слова в фразу (мама дай). Появляются повелительные слова (иди, иди; дай, дай!)

1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев

Появляются формы множественного числа.

1 год 10 месяцев - 2 года

Лексикон содержит до 300 слов. Больше всего существительных, союзов нет.

1 год 6 месяцев до 2 лет

Первый период вопросов: Что это?

3 - й год жизни

Словарный запас активно пополняется. Появляются многословные фразы.

4 - 5 лет

Характерны длинные фразы, монологи. Появляется речь шёпотом, в 5 лет - речь про себя, то есть внутренняя.

Второй период вопросов: Почему?.

Практические советы по развитию речи

Постоянно описывайте словами всё то, что происходит и находится вокруг.

Сопровождайте словами все свои действия, например, с кулаками и игрушками. А когда ребёнок начнёт за вами повторять, спрашивайте его, что он делает. В конце концов, от ответов, состоящих сначала из звуков, затем – из одного слова, он постепенно перейдёт к фразам.

Начинайте учить малыша тем словам, которые используются при счёте. Считайте всё, что видите: пуговицы на кофточке, лепесточки на цветке, кружочки на чашечке, пальчики.… Сам ребёнок считать, естественно, не будет, но звучание слов ему будет нравиться.

Уделяйте внимание нужным словам: на, под, над, вверх, вниз. Играйте: заглядывайте за, залазьте под, поднимайтесь вверх и т.д. Специально делайте ударение на имени ребёнка, и на том, где он находится.

Изучайте собственное тело. При этом начинайте показывать сначала крупные части тела: голову, живот; потом – локоть, колено; и наконец – ресницы, брови, зубы. Смотрите в зеркало во время игры. Можно использовать куклу для показа частей тела, а малыша спрашивать, как что называется. Нарисуйте фигурки людей. Это детям очень нравится. Побуждайте ребёнка говорить вам, что изобразить. Пусть покажет части тела на рисунке.

Помните о пальчиковой гимнастике. Давно доказано, что от развития мелкой моторики рук ребёнка зависит развитие его речи: пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи добиться не удастся. Поэтому пусть малыш катает шарики из пластилина, мелко рвёт бумагу, складывает пирамидки, матрёшки, играет с бусами, пуговицами (застёгивает и растёгивает их), делает узлы, игнорирует. Играйте с ним в пальчиковые игры - песенки и считалки, которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Например:

а) Этот пальчик - дедка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

Этот пальчик - наш малыш

А зовут его… (Имя).

б) Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

в) Моем шею, моем уши,

Вытираемся посуше,

Не спеша, не спеша.

Чистота всего дороже,

Мы и зубы чистим тоже

Порошком, порошком.

г) Ручки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок!

д) Мы играли, мы играли,

Наши пальчики устали.

е) Тук, тук, молотком,

Строим, строим

Новый дом.

Читать далее: Плохих малышей не бывает