Меню
Яндекс.Метрика

4.18. Стихосложение

Стихосложение приучает к ритму и такту жизни. В результате занятий по данной методике у ребенка развивается необычайный эстетиче­ский вкус, видение мира. Но научиться быстро и красиво излагать свои мысли в стихах дано от природы не всем. Для развития этих способностей предлагаем следующие занятия.

Игра в антонимы

Преподаватель называет слова, а ученики подбирают слова с противоположным значением: черный- белый, день- ночь, плоский -объемный, острый - тупой, дорогой -дешевый и т.д.

Игра в рифму

Преподаватель называет слово, а ученики стараются найти к нему как можно больше рифм, например, пламя - знамя, вымя - семя; палка - скалка, смекалка, скакалка; кино - панно, окно; старушка - подушка и т.д.

Следует объяснить детям, что рифмы имеют свои закономерности: окончание слова сходно по звучанию; ритм рифмы постоянен.

Игра в синонимы

Дети должны подобрать синонимы слов, например, труд- работа, луч - солнечный зайчик, отблеск, осколок света; отдыхать - прогуливаться, расслабляться и т.д.

Составление двустиший и четырехстиший с помощью первой строки

Вы выбираете красивые первые строки известных произведений и просите дописать их в своем стиле до двух, а затем до четырех строк по следующим правилам:

• Соблюдение рифмы.

• Соблюдение ритма.

• Желательно, чтобы строки выражали общую идею и были связаны по смыслу.

Задаются насколько ключевых слов, на которых базируется четверостишие: трава, кузнечик, огурец. Необходимо написать стихотворение.

Например:

В траве сидел кузнечик. Совсем как огуречик.

Стихи на конкретно заданную тему

1.O солнце.

2. О дереве.

3. О падающем листе.

4. О трели соловья.

5.О разбитой чашке.

6. О буйном ветре.

7.О солнечном зайчике.

8.О бое часов.

9.О перестуке вагонных колес.

10. О плаче ребенка.

11.O падающей капле.

12.О холоде.

13.О пролитой краске.

14.О журчании воды.

15.О крике чайки.

16.О написанном письме.

17.О забытой сумке.

18.О поношенных тапочках.

19.О порванной книге.

20.О летящем самолете.

В этих стихах должны присутствовать: содержание (Бог – Отец - о чем повествуется в стихах, идея (Бог-Дух) - зачем повествуется, чему учит или какое явление природы показывает автор, форма (Бог-Сын) -каким способом, какими словами это повествование ведется, какое состояние передает автор в своих стихах.

Можно писать и как наблюдатель, и как действующее лицо.

Вот некоторые темы стихов, для описания различных состояний природы:

1. Иссыхающее дерево.

2. Разгневанный человек.

3.Тоска и печаль.

4.Жажда познания.

5. Невысказанность.

6.Желание ринуться в бой.

7.Радость победителя.

8.Обида и несправедливость.

9. Восторг от подарка.

10. Ожидание праздника.

Главное- постараться как можно точнее описать в стихах свои ощущения.

Стихи о стихиях: Огонь, Воздух, Ветер, Земля, Вода.

В этом упражнении важно проследить соединение действия и состояния.

1. Стихи юмористического содержания.

2. Стихи-каламбуры.

3.Стихи-шутки.

4.Стихи-считалки.

5. Стихи-частушки.

6.Стихи на вольную тему.

Читать далее: 4.19. Совместное проведение праздников детей и родителей