Меню
Яндекс.Метрика

4.9. Игра

Нет ничего таинственного или мистического в открытии,

сделанном Платоном, что игра является главным,

почти единственным способом воспитания ребенка

в годы его относительно позднего младенчества.

Дж.Дьюи

Почему-то так сложилось, что игра в обыденном сознании воспринимается как нечто несерьезное, не имеющее смысла. Однако боль­шинство философов, антропологов, этологов определяют сегодня игру как деятельность, имеющую смысл и оправдывающую свое существование.

Следует, наверное, упомянуть и о том, что некоторые великие ученые, например, Ампер, Дарвин, Гаусс, Пастер, Максвелл, Планк, Пуан­каре, Эйнштейн, рассказывали, что в момент открытия испытывали то же удовольствие и возбуждение, что и ребенок во время игры.

Многие выдающиеся мыслители нашего времени (Мартин Хайдег-гер, Конрад Лорени, Грегори Бейтсон) серьезно изучали феномен игры. Все они утверждают, что сегодня люди слишком практичны и серьезны, что если мы хотим вернуться к естественному, свободному и достойному существованию, нам придется восстановить в себе игровой инстинкт.

Но вернемся к основной теме книги - воспитанию. Что же игра дает ребенку? Отмечу только самое главное:

• Игра - это способ познания мира. Еще Блаженный Августин в своей "Исповеди" отмечал, что игра в высшем смысле помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого открытия и творчества.

• Игра - это основа развития ребенка. Запрещать ребенку играть означает - запрещать ему развиваться.

Шалва Амонашвили отмечает: "Ребенок не играет беспричинно. Причины, побуждающие играть, нужно искать не столько во внешней среде, сколько во внутренних стимулах. Не мяч ищет ребенка, а пришедшая в движение функция ищет во внешней среде предмет (условия), необходимый ребенку для удовлетворения своей сиюминутной потребности в развитии".

• Игра, а точнее то, что в любой игре есть правила, обучает ребенка понимать, что в жизни тоже есть определенные правила и законы.

• Во время игры ребенок находится в состоянии "здесь – и - сейчас". Как мы уже говорили, умение входить в это состояние и находиться в нем обусловливает способность человека быть счастливым.

Советы родителям:

1. Игра должна быть эмоционально привлекательной для ребенка.

2. Очень хорошо, если игра будет не только приятной и интересной, но и развивающей. Собственно говоря, все игры, даже самые простые, что-либо да развивают. Другое дело, что эффективнее развитие ребенка будет в том случае, если взрослые будут предлагать ребенку подходящие ему игры, необходимые в данный момент его развития.

3. При подборе развивающих игр необходимо обращать внимание на то, чтобы игра не была ни слишком простой, ни слишком сложной.

В первом случае развивающий эффект будет невысок, так как на низком уровне будет элемент новизны. В идеале развивающая игра должна позволять ребенку открывать для себя что-то новое. Во втором случае, когда игра слишком сложна, она перестает быть игрой и становится чем-то вроде скучной учебы или работы.

4. Психологи советуют стремиться к тому, чтобы игры были по возможности выделены из других событий жизни ребенка - они должны иметь очевидные для него начало и конец.

5. Еще один совет психологов: закончив играть, игрушки желательно убирать в недоступное для ребенка место. Считается, что если игрушки не маячат все время у ребенка перед глазами, они для него остаются все время желанными.

6. Сегодня выпускаются прекрасные игрушки, о которых мы в своем детстве могли только мечтать. Но у этих игрушек есть и серьезный

недостаток - они не требуют работы воображения. Дж.Дьюи отмечал: "Чем менее подходит физический объект к воображаемой цели, как куб к лодке, тем больше предполагаемый призыв к воображению". Увы, современные игрушки не очень способствуют развитию воображения ребенка.

Читать далее: 4.10. Игрушки