Меню
Яндекс.Метрика

4.2. "Живое и мертвое" искусство

Очень важно, чтобы произведения искусства, с которыми вы знакомите детей, были "живыми". Как разобраться, где искусство "живое", а где "мертвое"? Возможно, в этом вам помогут приведенные ниже основные отличия "живого11 искусства от "мертвого".

1. "Живое" искусство отличает вневременность. Есть песни и романсы, которые поют десятки и сотни лет, а есть и те, которые забываются за месяц или год. Практически все народные песни можно отнести к "живому" искусству. С другой стороны, подавляющее большинство песен сегодняшней эстрады - это яркий образец искусства "мертвого". Все, что мы относим к классике (в литературе, музыке, живописи и др.), является искусством "живым" потому, что классика выдержала испытание временем и осталась актуальной. "Живое" искусство решает вечные задачи, а "мертвое" - сиюминутные.

2. У произведений "живого" искусства, будь то песня, стихотворение, картина, музыкальное произведение, есть душа. Что я под этим понимаю? То, что Творец передал своему творению частичку своей души, частичку своей индивидуальной энергетики. Естественно, произведения "мертвого" искусства потому и мертвы, что они бездушны.

Какая душа может быть у "Черного квадрата" Малевича? Кстати, слава, популярность, мода не могут служить критерием того, что какое-либо произведение искусства является "живым". Очень часто именно "мертвое" искусство является каноническим. Наглядный тому пример - абстракционизм. Среди произведений художников-абстракционистов вы не найдете "живого" искусства. Тем не менее это модно. Впрочем, мода эта создана искусственно. Я не могу сказать, что абстракционизм как течение не сыграл определенную роль. Наоборот. Но выполнив свою задачу (задача любого авангардного течения состоит в разрушении старых канонов), он не прекратил свое существование, а благодаря поддержке тех, кому было выгодно насаждение "мертвого" искусства, и по сей день активно развивается.

3. В произведения искусства, которые можно назвать "живыми", не вложена энергетика корысти (или вложена в минимальном количестве). Творец творит не ради денег, а ради самого процесса творчества. Большинство же произведений искусства "мертвого" переполнены энергией корысти.

4.Произведения "живого" и "мертвого" искусства несут в себе разные состояния. Вспомните, какой отклик вызывает в вашей душе любование картинами старых мастеров. А "Красный квадрат" или же "Черный квадрат" вызывает подобною рода отклик? Разве одно и то же состояние несут песни Окуджавы и группы "На-на"? Совпадают ли ваши ощущения, когда вы любуетесь собором Василия Блаженного и когда смотрите на сверкающий стеклами небоскреб?

5.Произведения "живого" искусства всегда многоплановы. Каждый раз, когда мы к ним обращаемся, у нас есть возможность узнать, ощутить, прочувствовать что-то новое для себя. Стоит ли говорить, что для "мертвого" искусства это не характерно.

Подведем итоги. Итак, "живое" искусство - это искусство, пытающееся ответить на вечные вопросы, несущее красоту, волшебство, тайну, имеющее душу и передающее ее высокие состояния.

Очень часто говорят о волшебной силе искусства. На мой взгляд, эта сила и заключается в способности искусства делать нас чище, воз­вышенней, духовней. Разве это не волшебство? И что самое главное, каждый из нас может стать волшебником и принести своим волшебством пользу не только себе, но и другим людям. И одна из важнейших задач родителей - приобщить ребенка к миру искусства.

Читать далее: 4.3. Музыка и пение