Меню
Яндекс.Метрика

3.29. Динамические медитации

В данном разделе (при подготовке которого использованы методические разработки Института йоги Гуру Ар Сантэма) изложены различные развивающие физические упражнения. В них используется умение расслабляться, умение использовать внешнюю силу в своих целях. Данные упражнения учат тело жить свободно, раскрепощенно, они направлены на развитие равновесия, силы, ловкости, гибкости. Кроме того, они способствуют воспитанию природного отношения к Миру. Практически дети на физическом уровне усваивают законы Природы. Все это научит ребенка уверенности, решительности, ответственности за свои поступки, плавности и обтекаемости в жизненных ситуациях.

Эти упражнения можно вставлять в любом месте в ходе занятия для отдыха детей, для переключения на другие виды деятельности и для снятия эмоционального напряжения.

1. Кувырки

1) качалка - сидя на ягодицах, обхватить голени и перекатиться до шейных позвонков и обратно;

2)два вида кувырков вперед: через голову и через плечо;

3)медленный кувырок (от 10 до 30 с) вперед из положения сидя на корточках;

4)два вида кувырка назад: через голову и через плечо;

5)медленный кувырок (от 10 до 30 с) назад из положения сидя на ягодицах;

6)кувырок из положения сидя с прямыми ногами вперед и назад;

7)кувырок из положения лежа на спине вперед и назад;

8)кувырок вперед из положения стоя с прямыми ногами;

9)кувырок боком - лежа на спине обхватить голени и перекатываться вправо-влево;

10)юла - сидя, пятки подтянуть к паху и обеими руками взяться за ступни со стороны бедра (положение бабочки). Далее- перекат на бедро, на спину, на противоположное бедро и в исходное положение;

11)кувырок вперед из положения стоя на руках- несколько человек поддерживают стоящего на руках и помогают правильно совершать кувырок;

12)кувырок вперед в прыжке;

13)кувырок из положения сидя, ноги в лотосе, вперед, назад;

14)кувырок через партнера.

2. Кувырки в группе

1) цепь ребят, сидя на корточках, переплетают руки в локтях и вместе под счет совершают кувырки вперед-назад;

2)цепь ребят, сидя на корточках, совершают кувырки волнообразно, первый начинает и захватывает второго, второй - третьего и т.д.;

3)цепь соединяется в круг и производит кувырки все вместе вперед, в круг; круг уменьшился, а затем кувырок назад в ИП;

4)цепь лежит на животе, и каждый руками берется за голень лежащего впереди. Совершают кувырки боком все вместе и волнообразно;

5)кувырки в паре (колесо) - один лежит и берется за голени второго, которые находятся по обе стороны его головы. У лежащего ноги согнуты в коленях, и второй, наклонясь, берется за голени лежащего и производит кувырок вперед;

6)дети ложатся на живот, плотно прижавшись друг к другу, ягодицы на одной линии, руки вытянуты вперед, тело расслаблено. Первый встает и начинает производить кувырки по лежащим, в районе поясницы, закончив, ложится в ряд со всеми. Предупреждение детям: не наступать на шею и колени;

7)кувырок в паре в одну сторону - один из партнеров кувыркается вперед, другой назад, локти переплелись;

8)кувырки в ограниченном пространстве, участники разбиваются по парам, расстояние между ними 80-100 см, руки кладут на плечи ДРУ другу, наклоняются вперед, пока их тела не будут параллельны полу. Получается арка, а если пар много, - тоннель. И производятся медленные кувырки в тоннеле.

3. Падения

1) снежная баба- падение из положения стоя. Ноги начинают "подтаивать" и расслабляться. Совершается расслабленное падение на пол. Расслабление происходит постепенно от ног к голове;

2) мячик- прыжки с амплитудой сначала большой и продолжи тельной, а затем небольшой и быстрой; в момент напряжения происходит расслабление и ребенок падает на пол без страховки руками;

3) падение на пол с подкручиванием - стоя расслабление, при падении ноги переплетаются и скручиваются;

4) падение вперед с коленей на руки:

5) падения влево (вправо) на руки;

6) падение с выносом ноги - стоя на одной ноге, вторую занести назад, а затем с махом вперед на второй ноге приседаете на ягодицы и перекатываетесь на спину;

7) падение с прыжком вверх - после прыжка, когда ноги касаются земли, идет расслабление и падение (прикосновение к земле должно быть незаметным);

8) падение в стороны из положения стоя на одной ноге в ласточке, нога поднята вверх и параллельна полу, тело тоже параллельно полу, руки разведены в стороны;

9) падение из положения стоя на четвереньках и стоя на коленях.

4. Падения в группе

1) падения в группах по 3 человека из положения стоя, взявшись за руки;

2) падение "домино". Все становятся в ряд лицом в одну сторону и по команде первый падает влево, другой вправо, следующий снова влево и т.д.;

3) круг доверия - образовывается плотный круг из 7-9 человек, каждый стоит, прижавшись друг к другу плечом. Одна нога немного вперед для опоры, руки согнуты в локтях, ладони перпендикулярны полу и направлены к центру круга. В центре стоит человек с закрытыми глазами и падает с прямым телом в любом направлении. Задача стоящих по кругу- поддержать падающего, чтобы он не упал на пол. Задача падающего - доверять стоящим в кругу.

5. Пьяный танец

Хождение и жесты в расслабленном состоянии с имитацией потери равновесия.

6. Толчки и давления

1) давление происходит в паре, когда один давящий давит рукой партнеру в любую часть тела, давление направлено в одну сторону. Задача партнера - уходить от давления, но не с помощью силы, а с помощью изгибов и изворотов тела, ноги при этом стоят на месте;

2)давление с прослеживанием - так же, как и предыдущее, только направление давления можно менять;

3)толчок-падение - задача состоит в том, чтобы поддаться толчку и упасть безболезненно в направлении толчка (желательно падать не лицом, на руки, а с разворотом, на спину);

4)толчок-падение с кувырком;

5)толчок с прослеживанием;

6)в кругу диаметром около 1 м стоят несколько человек, один в центре. Стоящие в кругу толкают стоящего в центре, который старается уйти от толчков, но не с помощью силы, а с помощью гибкости и ловкости, и стремится остаться в центре, не оторвав стоп от пола;

7) прохождение сквозь стой из двух рядов - ребенок проходит сквозь строй, стоящие препятствуют его движению выставленными руками и ногами. Задача состоит в том, чтобы пройти, увернувшись от всех препятствий.

7. Выползание

Ребенок пожится на живот и расслабляется. Сверху на него ложиться второй, не держась за первого руками, и тоже расслабляется. Задача нижнего - выползти из под верхнего без применения физических усилий, а с помощью пластики и расслабления. Далее на одного человека могут ложится двое и трое.

8. Липкие руки

1) сидя в парах рядом друг с другом, ноги впереди, бедра вместе, расстояние между телами 20-40 см. Взяться ближайшими одноименными руками. Один из пары - активный, второй - пассивный. Задача активного - вывести из равновесия пассивного путем надавливания его рукой в его же тело. Задача пассивного - не потерять равновесие с помощью гибкости тела и пластичности;

2) стоя, соприкоснувшись друг с другом ладонями одной руки, одноименные ноги напротив друг друга на расстоянии стопы. Один из пары - активный, второй - пассивный. Задача активного - вывести из равновесия пассивного путем надавливания его рукой в его же тело.

Задача пассивного - не потерять равновесие с помощью гибкости тела и пластичности;

3) стоя, соприкоснувшись друг с другом ладонями двух рук, расстояние между ногами партнеров 10-20 см. Техника взаимодействия как и в предыдущих упражнениях;

4) стоя один напротив двоих, которые берут за руки первого. Двое активных выводят из равновесия пассивного. Техника взаимодействия, как и в предыдущих упражнениях.

9. Липкие ноги

1) в паре - один человек в положении сидя на ягодицах, сзади упор руками - активный. Пассивный стоит. Активный старается ногами вывесит пассивного из равновесия. Задача пассивного - удержать равновесие без помощи силы;

2) то же, активных двое, каждый воздействует на одну ногу пассивного.

10. Зеркало

1)один становится напротив другого. Активный показывает все возможные движения, а пассивный повторяет их, как в зеркале;

2)то же, но движения повторяются как в антизеркале.

11. Половая тряпка

Один ребенок ложится на спину и полностью расслабляется, другой, беря его за руки или за ноги, переворачивает его, расслабленного, по полу.

12. Просачивание

Стоящего в кругу ребенка прижимают со всех сторон в несколько слоев Его задача - без применения силы просочиться из центра к периферии.

13. Тысяченожка

1) ребенок становится на четвереньки, другой берет его за голени. Первый идет вперед на руках;

2) несколько детей кладут голени на плечи ребенку, находящемуся сзади. Последний в ряду стоит на четвереньках. Все вместе идут вперед

14. Походки

1)перекатом с носка на пятку;

2)перекатом с пятки на носок;

3)с высоким поднимание бедер и откидыванием тела назад

4)с высоким подниманием бедер и наклоном тела вперед;

5)с вращением бедер и таза (спортивная походка);

6)одноименные движения рук и ног;

7)одноименные движения рук и ног с высоко поднятыми бедрами;

8) руки согнуты в локтях! тело наклонено вперед, высоко подняты бедра, стопа на носке;

9) ноги прямые, шаг короткий и быстрый;

10)с подпрыгиванием на одной ноге, бедро другой поднято вверх;

11)один шаг короткий, другой - длинный;

12)ступни разведены в стороны;

13)ступни сведены вовнутрь;

14)ноги широко расставлены и параллельны;

15)с захлестом голени назад под ягодицу и выносом вперед до распрямления ноги;

16)ноги накрест.

15. Прыжки "крокодил"

Лечь на пол лицом вниз. Руки согнуть в локтях и поставить возле груди. Встать на носки. Напрячь все тело, чтобы при согнутых локтях стояли на полу только руки и ноги. Тело параллельно полу. В таком положении прыжки вперед.

16. Хождение "паучок"

1)встать на руки и ноги спиной к полу, походить;

2) то же, только одну ногу забросить за другую.

17. "Кошка-собака"

Лечь в положении собаки на вытянутых руках, голова заброшена назад. Перейти в кошку, таз поднять максимально вверх, подбородок прижать к груди, походить ногами вперед и остановиться в треугольнике, затем перейти в позу собаки.

18. "Экстрасенс"

Один стоит с закрытыми глазами, другой бесшумно ходит вокруг него и останавливается в любом месте. Задача первого - определить, где остановился второй.

19. "Замедленное кино"

Медленно показывать движения человека: ходьбу, бег, метание ядра и т.д.

20. "Змея"

1)ползание в положении лежа на спине, руки за головой в замке. Передвижение с помощью гибкости тела;

2)то же, но на животе.

21. Вращения

1) бег с вращениями;

2)ходьба по прямой после длительного вращения;

3)ходьба по прямой с вращением головы;

4)кувырки вперед после вращения на месте.

22. Прыжки

1)с поворотом на 180°, 360°, 540°;

2)на одной ноге в определенной последовательности, заданной преподавателем.

23. Удержание равновесия

1) стоя на одной ноге, рука поднимается вверх. Тело с рукой и свободной ногой - это одна прямая. Вторая нога - это центр равновесия.

Задача- вращение на ноге;

2) стоя на одной ноге совершать вращения головой, руками, ногой;

3) стоя на руках, колени опереть на локти, стопы оторвать от пола;

4) колесо - переворот в одной плоскости с ног на руки и далее на ноги;

5) стойка на руках (вначале у стены или с поддержкой партнером);

6) одну ногу положить на другую и полуприсесть (как на стуле). В таком положении совершать развороты всем телом на 180° в одну и другую стороны;

7) хождение по прямой и по лабиринту спиной вперед.

24. Упражнения на координацию

1) синхронно одна рука идет вверх-вниз, другая вправо-влево. Идти вперед с вращающейся головой;

2) одной рукой писать цифры, а другой - буквы.

При проведении вышеперечисленных упражнений необходимо соблюдать несколько правил:

• Мышцы должны быть растянуты и разогреты.

• Контролировать поведение детей и не доводить игру до неконтролируемого уровня.

• Каждое упражнение разучивать в несколько этапов.

Читать далее: 3.30. Как избавиться от плоскостопия