Меню
Яндекс.Метрика

Часть вторая Элементы детской психологии

2.1. Развитие мышления детей

Для успешного воспитания детей следует иметь представление о том, как развивается их мышление и в чем его отличие от мышления взрослого человека.

Психологи отмечают, что становление мышления проходит две ста4-дии - допонятийную и понятийную. Под допонятийной понимается на­чальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет иную, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. Когда дети что-либо объясняют, все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений на этой стадии - суждения по сходству, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самой ранней формой доказательства является пример. Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: убеждая ребенка или что-то объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

По мнению психологов, основной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (но не эгоизм, эти понятия отличаются). Вследствие эгоцентризма ребенок до пяти лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие от него отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Детской логике присущи следующие особенности, обусловленные эгоцентризмом:

1. Нечувствительность к противоречиям. В качестве примера можно привести эксперимент знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже. Он беседует с Раулем (4 года):

- Рауль, есть у тебя братья?

- Жеральд.

-АуЖеральда есть братья?

- Нет. Только у меня есть брат.

- Послушай, у Жеральда нет брата?

- Нет, у него нет брата.

2. Синкретизм - тенденция связывать все со всем.

3. Трансдукция - переход от частного к частному, минуя общее.

4. Отсутствие представления о сохранении количества.

Если ребенок развивается нормально, то постепенно происходит замена мышления допонятийного, которому свойственно использование конкретных образов, мышлением понятийным (абстрактным), которому свойственно использование понятий и применение формальных операций.

Известный русский психолог Л.С.Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий (по Л.Д.Столяренко):

1-й этап. Ребенку 2-3 года. Этот этап проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что все, которые положены рядом, и есть похожие, подходящие, - это синкретизм детского мышле­ния.

2-й этап. Дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства.

3-й этап. Проявляется в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.

4-й этап. У подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще не совершенное, поскольку первичные понятия сфор­мированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.

5-й этап, формируются совершенные понятия. Происходит это в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Читать далее: 2.2. Две половинки единого целого