Меню
Яндекс.Метрика

1.12. Типичные ошибки родителей

"Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ', -
думал он, продолжая путь.
Антуан де Сент-Экзюпери 'Маленький принц"

От ошибок, в том числе и в воспитании детей, не застрахован никто. Нет таких людей, которые не ошибаются. И как бы вы не готовили себя к роли воспитателя, вы все равно будете допускать ошибки. Однако есть ряд типичных ошибок родителей, о которых желательно знать, чтобы по возможности отслеживать их и стараться избегать Ниже предлагаем описание некоторых из наиболее часто встречающихся ошибок родителей.
Корыстное отношение. В данном случае под корыстным отношением понимается представление о том, что ребенок что-то должен родителям. Многие считают, что за то, что родители тратят много усилий (в том числе и материальных), дети им что-то должны (ухаживать за ними в старости, почитать их и т.п.). На самом деле - никто никому ничего не должен. Это касается и детей. По большому счету, если уж пошел разговор о долгах (которых, повторюсь, на самом деле нет), дети дают взрослым за их заботу гораздо больше - именно благодаря детям родители испытывают прекрасное состояние материнской (или отцовской) любви (а душа получает опыт, который не купишь ни за какие деньги); именно благодаря детям родители вспоминают о присущих и им в детстве необусловленной радости, чистоте, ясности и даже ощущают вновь эти состояния; именно благодаря детям у родителей появляется прекрасная возможность открыть в себе альтруизм, милосердие, способность к творчеству и другие качества; именно благодаря детям... (многие родители, наверное, сами смогут продолжить этот список). Так что на самом деле дети дают родителям гораздо больше (и гораздо более ценные вещи) чем родители детям.
Насилие.
Когда ты ударишь ребенка во злобе,
Поспешной нелегкой рукой,
Твой Ангел забьется в тоске и в ознобе,
Теряя твой светлый покой.
А.Дольский

Со времен появления человека на Земле люди использовали в тех или иных целях насилие. Чем могущественнее становился человек, тем больше были масштабы насилия. Непревзойденным "рекордсменом" в истории человечества по масштабам насилия, несомненно, является двадцатый век, в котором люди (если их можно так назвать) благодаря техническому прогрессу усовершенствовали механизм уничтожения себе подобных и применили его к миллионам и миллионам жителей нашей планеты.
Мы считаем себя цивилизованными людьми, забывая о том, что одним из основных признаков цивилизованности является умение об­ходиться без насильственных методов как в управлении государством, так и в отношениях между людьми Мы называем дикими и страшными средние века, упуская из виду, что в те времена насилия было гораздо меньше, чем ныне.
Множество международных организаций пытаются противодействовать насилию, проводя международные конференции, на которых обсуждаются методы борьбы с насилием, но вал насилия пока остановить не удается. И скорее всего не удастся, если не получится оградить от насилия детей.
В этой связи довольно интересны данные социологического опроса Института социологии Российской Академии Наук. Родителям задавали вопрос "Были ли с Вашим ребенком в течение последнего года случаи, когда его сильно избили, напугали, ограбили, унизили, пытались уве­сти?" Были получены следующие ответы, приведенные в табл. 1.

Таблица 1. Результаты социологического опроса

форма насилия Число случаев В % к числу опрошенных
Сильно избили Пристали, напугали, отобрали вещи, раздели Вытащили кошелек, деньги, ценную вещь Обругали, оскорбили, унизили К ребенку обращались незнакомые люди, предлагая пойти с ними, обещая что-нибудь приятное, вкусное, ингересное
24
39
50
114
16

3
5
6
14
2

По данным опроса получается, что каждый третий ребенок (я думаю, что на самом деле эта цифра занижена) в течение года был подвержен прямому насилию. Но это речь идет о насилии с которым ребенок встречается вне дома. Но ведь очень многие взрослые считают, что насилие это довольно эффективный метод воспитания.
Однако сторонникам такого "воспитания" невдомек, что насилие препятствует развитию у ребенка способности контролировать свое поведение (а значит, не является средством воспитания). Объясняется это тем, что у ребенка, к которому применяют насильственные методы, не вырабатывается необходимое чувство вины (в его сознании наказание заменяет вину, облегчает ее), что не дает развиться осознанию себя как личности. Для ребенка вредно как недостаточное чувство вины, так и чрезмерное, когда вина угнетает его. В разумной степени ("золотая середина") чувство вины является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания.
Кроме того, одно из последствий насильственных методов наказания - отождествление себя с агрессором и как следствие у ребенка появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Впоследствии, когда ребенок становится взрослым, он точно так же обращается со своими детьми.
Подавление ребенка приводит к тому, что уже во взрослом возрасте он пытается доказать окружающим свою значимость любыми дос­тупными способами. Корни гордыни произрастают из психического подавления родителями детей. Все тираны, деспоты и диктаторы (от семейных до государственных) в детстве жестоко подавлялись родителями.
Следует отметить и то, что насилие бывает не только на физическом уровне. В отношениях взрослых и детей (впрочем, как и в любых межличностных отношениях) можно выделить также и насилие психологическое и энергетическое.
Когда речь идет о насилии, говорится в основном о недопустимости физического насилия по отношению к детям. Однако не менее опасны в плане последствий и такие виды насилия, как психологическое и энергетическое (в дальнейшем речь будет идти только о психологическом насилии, так как оно в большинстве случаев проявляется первоначально и впоследствии приводит к насилию энергетическому).
Еще печальнее, когда насилие физическое соединено с психологическим - такое насилие можно назвать соединенным. Если уж родителям никак не удается избежать использования насильственных методов, то желательно хотя бы постараться, чтобы это насилие было разъединенным.
Представляется, что лучше уж физическое насилие, не сопровождаемое насилием психологическим и энергетическим (кстати, этот прием используется учителями некоторых эзотерических школ), чем насилие психологическое и энергетическое, не сопровождаемое насилием физическим.
Вот что пишет о психологическом насилии Максим Максимов': "Один из самых ужасных видов насилия - это психологическое насилие. Мы говорим: ''Вот Петя умеет кататься на велосипеде, а ты никак не можешь научиться! Посмотри, какой ты нескладный!" На языке ребенка это означает: "Ты плохой. Я не люблю тебя. Ты мне такой не нужен. Может быть, потом, позже, когда ты научишься кататься на велосипеде, читать, считать и т.д., что-то изменится, но сейчас- нет". Кстати, это хороший пример того, как обусловленная любовь, о которой мы говорили выше, переходит в психологическое насилие.
А что же все-таки следует понимать под насилием родителей над детьми? Международное Общество по предупреждению насилия над детьми и их отвержения следующим образом определяет внутрисемейное насилие над детьми (из журнала "Материнство"):
"Действия взрослого считаются насилием над ребенком, если:
• взрослый бьет или ругает ребенка, потому что у него (взрослого, а не ребенка!) возникли собственные проблемы;
• ребенок совершил какой-то неловкий поступок, проявил излишнюю самоуверенность или сказал что-то невпопад, а взрослый его оскорбил, унизил;
• взрослый оставил без присмотра маленького ребенка;
• взрослый не выслушал ребенка;
• ребенку не обеспечена реализация физических потребностей (в еде, одежде, чистоте, медицинском обслуживании);
• ребенок лишен возможностей реализации духовных потребностей (в образовании, книгах...);
• над ребенком издеваются, оскорбляют или унижают его;
• ребенком манипулируют для решения собственных проблем, получения выгоды;
• ребенку прививают вредные привычки, знакомят со сторонами жизни, которые ему знать рано (алкоголь, наркотики, курение, порнография)".
Возможно, для кого-то из читателей приведенная выше информация будет откровением, ведь многие родители и не подозревают, что некоторые их действия по отношению к ребенку можно отнести к насильственным.
Что же можно порекомендовать родителям, которые хотели бы отказаться от использования насильственных методов, но не знают как это сделать? Во-первых, осознать, что эти методы неэффективны и даже опасны как для физического, так и для психического и нравственного здоровья ребенка (о чем еще будет идти речь). Во-вторых, осознать, что служит толчком для применения насилия по отношению к детям, и здесь важное условие - этот толчок следует искать только внутри себя, а не вовне. В-третьих, научиться владеть собой, так как в большинстве случаев родители применяют насильственные методы из-за того, что не способны сдержаться (о методах эмоциональной саморегуляции мы еще будем вести разговор).
Игнорирование присутствия ребенка. Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, "перемывать косточки" знакомым и т п. Однако следует отметить, что на самом деле ребенок понимает гораздо больше, чем мы думаем. Известный французский психоаналитик Вилли Барраль отмечает: "Ребенок, даже самый маленький, слышит то, что мы ему говорим. Он слышит и то, что мы говорим не ему, но в его присутствии. Более того, он "слышит" (ощущает, чувствует, понимает) и то, что мы ему не говорим".
Так что не стоит игнорировать присутствие ребенка, даже если нам кажется, что он не может что-либо понять.
И еще один совет: когда вы проводите время с ребенком, не вспоминайте о своих проблемах. Это поможет и вам (проблемы легче решить, когда можешь на время о них забыть), и вашим детям, которые еще очень хрупки, чтобы выдерживать "груз ваших проблем". Вилли Барраль пишет об этом: "Ребенок, как правило, беспокоится о родителях не меньше, чем они о нем, - с той разницей, что ребенку, незакаленному, неопытному, труднее нести груз тревог своих родителей".
Чтение морали. Кроме того, что чтение морали обычно сопровождается психологическим насилием над ребенком, следует отметить и то, что этот метод воспитания крайне малоэффективен и чаще всего приводит к совершенно противоположным результатам.
Что интересно, родители любят читать мораль своим детям именно тогда, когда у последних особенно развито, даже ипертрофированно, чувство противоречия - в подростковом возрасте.
Незнание и непонимание детей и приводит к тому, что дети все, что им пытаются навязать родители, воспринимают "в штыки". Некоторые родители могут возразить: "Но мы ведь хотим, как лучше, мы хотим помочь ребенку". Что ж, все хотят, как лучше, но, как сейчас модно говорить: "Хотел, как лучше, а получилось, как всегда". Да и для того, чтобы помочь ребенку, совсем не обязательно "забивать" ему голову своей моралью (в которую и сами-то не особенно верят). Гораздо эффективнее тактические приемы, использующие то самое чувство противоречия, о котором шла речь. Например, вам нужно, чтобы ребенок прочел какую-то книгу. Если вы будете день и ночь твердить ему о том, что эта книга очень интересна и полезна и что ему необходимо ее прочесть, то скорее всего эта книга никогда не будет прочитана (или при прочтении вызовет отвращение). Можно поступить по-другому: дать понять ребенку, что эту книгу ему читать еще рано, или она для него будет вредна, или он ничего в ней не поймет - тогда скорее всего эта книга будет сразу же прочитана. Такие методы гораздо более эффективные (но и требующие от родителей некоторого творчества), чем простое чтение морали.
Выбор за ребенка увлечения, профессии. Это одна из самых серьезных ошибок родителей, которая практически все время оправдывается благими намерениями. О том, почему очень важно дать ребенку возможность самому выбрать то, чем он хочет заниматься, а тем более профессию, мы поведем речь в главах, посвященных варне и карме ребенка.
Вмешательство в личную жизнь. Как и предыдущая ошибка, эта также является одной из самых серьезных, допускаемых родителями в отношениях с детьми. Так же, как и в предыдущем случае, вмешательство в личную жизнь ребенка объясняется самыми наилучшими побуж­дениями. В подобных случаях родители обычно говорят: "Мы хотим счастья своему ребенку'. Однако есть счастье свободной личности и счастье раба (которое и счастьем-то назвать трудно). Похоже, родители, вмешивающиеся в личную жизнь ребенка, сами того на понимая, хотят для него именно счастья раба. Если же мы хотим, чтобы ребенок был личностью, и личностью свободной, то необходимо предоставить ему возможность жить своей жизнью, так, как он хочет, так, как ему предназначено, так, как ему предписывает карма. И если его душе необходим опыт неудач в личной жизни, то лучше всего будет, если он этот опыт получит. Родители, оберегающие ребенка от такого опыта, вмешиваются в его карму, чем, естественно, наносят вред, да и свою карму они также изрядно "портят". Тем же, для кого такие понятия, как карма и опыт души, ничего не говорят, следует знать о давно подме­ченной закономерности: чем больше родители вмешиваются в личную жизнь своих детей, тем конфликтнее впоследствии складываются у них отношения с детьми, ибо ребенок (как ему кажется, не без основания) склонен винить во всех своих неудачах родителей.
Чрезмерная строгость и чрезмерная мягкость. И строгость, и мягкость в воспитании необходимы, в этом нет никаких сомнений. Однако ошибку допускают те родители, которые, уповая на одно из этих качеств, забывают про другое. Крайности не приводят ни к чему хорошему нигде - ни в политике, ни в управлении государством, ни в межличностных отношениях, а тем более крайности вредны в одном из важнейших дел человека на Земле - воспитании детей.
Конечно, придерживаться какой-то одной линии поведения с детьми гораздо легче, чем менять ее в зависимости от конкретной ситуации. Легче быть все время строгим или все время мягким, чем проявлять и строгость, и мягкость по необходимости. Но если главное для вас не собственный комфорт, а благополучие детей, то о крайностях лучше забыть.
Жалость. Когда говорят о жалости, то отмечают, что это чуть ли не главное качество русского народа, особенно присущее женщинам. Некоторые даже считают, что жалость - это одно из достоинств русского человека. Но так ли это? Является ли жалость достоинством? Попробуем разобраться.
Жалость- это сильное проявление эмоций, а значит, и серьезные затраты энергии. Это не только вредит здоровью жалеющего, но и мешает помочь тому человеку, которого нам жалко. Наши эмоции не дают нам возможности разглядеть наиболее приемлемый способ решения той или иной проблемы. В некоторых случаях (если не в большинстве) жалость абсолютна бесполезна. Например, нам жалко нищего. Однако от нашей жалости ничего не меняется (разве что нищий получит от нас немного энергии), он как был нищим, так и останется. А если уж говорить до конца откровенно, то жалеем мы в большинстве случаев не другого человека. Мы жалеем себя, мы как бы проецируем себя на его место, представляя, что было бы, если бы мы вдруг стали нищими, калеками, тяжелобольными и т.д.
Есть более высокие состояния, которые иногда путают с жалостью, - это сострадание и милосердие. Особенно хочется отметить ми­лосердие, именно оно должно быть одним из главных принципов воспитания.
То, что в данном случае понимается под милосердием, можно объяснить с помощью пословицы, которая встречается у многих народов и звучит примерно так: "Вместо того, чтобы накормить голодного рыбой, дай ему сети и научи ловить рыбу". Накормить голодного рыбой - это и есть жалость, а вот дать ему сети и научить ловить рыбу - это уже милосердие.
У Аркадия и Бориса Стругацких есть прекрасные строки, с которыми трудно не согласиться: "Там, где присутствует милосердие, - там воспитание. Там, где милосердие отсутствует, где присутствует все что угодно, кроме милосердия, - там дрессировка. Через милосердие про­исходит воспитание Человека".
Недоверие. Очень тяжело дети воспринимают те случаи, когда взрослые (и особенно родители) им не доверяют. Зачастую это приводит к отчужденности, к возникновению такого же недоверия, но уже со стороны детей.
Если у родителей есть какие то основания не доверять собственному ребенку, то виноваты в этом прежде всего они сами, и недоверием ситуацию исправить нельзя, а можно лишь усугубить. И напротив, полное доверие, даже если ребенок вас подводит, может помочь и ему, и вам. Но и причину, породившую недоверие, также нужно исправлять, иначе ребенок может воспользоваться тем, что вы ему доверяете и "сядет вам на голову".
Следует понимать и то, что недоверие со стороны родителей приводит к негативной оценке детьми самих себя. Ребенок мыслит при­близительно так: "Если мне не доверяют, значит, есть этому причины, значит, я плохой, неумелый, глупый..."
Несправедливость. Необходимо сразу же отметить, что под несправедливостью родители и дети могут понимать разные вещи. То, что для некоторых родителей является естественным (например, решать за ребенка, чем ему заниматься), для детей может быть верхом неспра­ведливости. Попробуем отметить какие поступки, действия (или бездействия) взрослых могут восприниматься ребенком как несправедливые:
• обман;
• наказание, в тех случаях, когда проступок совершен непреднамеренно (по неловкости, по незнанию и т.п.);
• отсроченное наказание, т.е. наказание за проступок, совершенный в прошлом;
• необьяснение причины наказания;
• наказание, сопряженное с унижением;
• гнев и злоба, особенно если они необоснованны;
• отказ в любви в наказание за проступок ('Ты плохо себя ведешь, поэтому я тебя не люблю");
• лишение свободы выбора;
• игнорирование присутствия ребенка (особенно когда о нем в это время рассуждают, как будто его рядом нет);
• нежелание понять ребенка;
• нежелание выслушать ребенка (ссылаясь на неотложные дела);
• требование от ребенка того, чему сами родители не следуют (например, требование честности тогда, когда ребенок видит, что сами родители не гнушаются обмануть других людей);
• непризнание ребенка как личности;
• неуважение к ребенку, игнорирование его мнения;
• сверхопека, с одной стороны, и невнимательность к нуждам ребенка, с другой;
• недоверие к ребенку.
Этот список далеко не полон. Наверное, если предложить составить этот список детям, то он был бы по меньшей мере в несколько раз длиннее.
Чем опасны проявления несправедливости по отношению к ребенку? С одной стороны, у ребенка может выработаться восприятие окру­жающего мира, как несправедливого, что, конечно же, не прибавит ему счастья. У этого ребенка не разовьется такое важное качество, как инициативность, и напротив, определяющим качеством для него станет пассивность.
С другой стороны, если ребенок заявляет родителям, о том, что они несправедливы по отношению к нему, а родители его грубо подавляют, то у ребенка может сформироваться устойчивое мнение, что отстаивать свои права опасно и лучше молча терпеть.
Прислушивайтесь к своим детям, когда они заявляют, что вы поступаете с ними несправедливо. Задумайтесь, возможно, они правы!
Навязывание веры. Ситуация, когда ребенок был вынужден следовать вере родителей, еще до недавнего времени была естественной. В наше же время и особенно в странах, которые называют себя цивилизованными, каждому человеку должно быть предоставлено право выбора религии, независимо от того, какую веру исповедует большинство жителей государства. Конечно же. родителям хочется, чтобы ребенок следовал их вере, ибо они уверены в ее превосходстве над всеми другими. Но следует понимать и то, что превосходство одной религии над другой, закрепленное в обыденном сознании институтом "неверных" или "язычников", характерно скорее для средневекового сознания. Человек, заявляющий что его вера истинна, а все остальные от дьявола, несмотря на свою кажущуюся образованность, ничем не отличается от неграмотного крестьянина времен феодализма. Если же мы говорим о том, что нужно уважать любую религию (какой бы странной она нам не казалась, лишь бы не приносила вред телу и душе), то логичным будет и предоставление ребенку права самому выбрать веру или неверие (как разновидность веры).
Скорее всего оптимальной будет такая ситуация, когда родители воспитывают в ребенке религиозность, но не "погружают" его в религию. В таком случае ребенок будет осознавать и чувствовать божественное, возвышенное, духовное и, когда придет время, сам по своему выбору обратится к той или иной вере. Под "погружением1 в религию понимается прежде всего приучение ребенка с раннего детства соблю­дать многочисленные религиозные ритуалы. Эти ритуалы в таком случае становятся привычкой и чаще всего ничего человеку не дают. Как много людей в наше время ходят в церковь, совершают многочисленные ритуалы, считаются истинными верующими, но в то же время со­вершают огромное число поступков, по своей природе бездуховных и зачастую противоречащих той вере, которую они исповедуют. Дошло до того, что в нашей стране вера превратилась в своеобразную моду, и если раньше притеснялись верующие, то сейчас того и гляди начнут притеснять неверующих. А ведь это личное дело каждого человека -верить ему или нет. Печально, когда в жертву той же моде приносятся дети. Еще можно понять людей, искренне верующих, для которых вера - это не просто ритуалы, а способ жизни, когда они приобщают к ней своих детей (хотя считаю, что и это неправильно), но понять родителей, "внезапно поверивших" и навязывающих веру детям, очень сложно.
Пусть же ваши дети совершат осознанный приход к той или иной вере, и тогда им вера даст намного больше (чем ставшие с детства привычкой ритуалы) и они намного больше смогут отдать вере.
Неправильная тактика взаимоотношений с ребенком. Известный детский психолог А.И.Захаров выделяет следующие признаки неправильной тактики родителей:
1. Низкая сплоченность и разногласия челнов семьи по вопросу воспитания.
2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
3. Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.
4.Повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Отрицательно действуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности обучения следующие черты личности родителей, и прежде всего мам:
• повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
• эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
• склонность к беспокойству;
• противоречивость личности;
• стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
• эгоцентризм - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
• гиперсоциальность- повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

Читать далее: 1.13. Детство - особый период жизни